Игровой портал - AlawarsFree

Дид.игры. Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Юлия Гаврюкова

Для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, в своей работе руководствуюсь приёмами и методами ТРИЗ технологий . Этот универсальный инструмент, использую как в игровой , так и в образовательной деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов , явлений, а также разрешать эти противоречия. Именно это является ключом в воспитании творческой личности, подготовленной к решению сложных задач в различных областях деятельности. Применение ТРИЗ технологий помогает вырастить поколение исследователей и изобретателей.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию наглядное пособие для игры "Кто кем будет ?"


Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному развитию с использованием ИКТ. Дидактическая игра по сенсорному развитию с использованием ИКТ. Тема: Разноцветные превращения. Цель: познакомить детей с цветами спектра,.

Занятие - дидактическая игра с использованием блоков Дьенеша «Куда спрятался овощ?» Цель: Познакомить детей с карточками-символами величины. Развивать умение детей выявлять свойства блока (цвет, величина, форма). Развивать.

Дидактическая игра с использованием мнемотаблиц «Собери осеннюю пословицу» Этапы работы с мнемотаблицей: 1. Рассматривание таблицы и разбор изображений. 2. Разбор закодированной информации, т. е. преобразование из.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ «Раздели фигуры» Цель: формировать операции классификации блоков по трём признакам (форма, размер, цвет); учить детей определять области пересечения в играх.

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни детей «Будет здоровье-будет всё» Цель: формирование у детей привычек здорового образа жизни; учить беречь свое здоровье и заботиться о нем; расширять знания о компонентах.

Конспект ООД в подготовительной группе с использованием метода дидактического синквейна «В гости к сказке» Цель ООД: совершенствование навыков связной речи старших дошкольников. Задачи: Познавательные: - уточнение знаний детей о сказках, сказочных.

Конспект занятия с использованием проектного метода в подготовительной группе «Путешествие в лес» Конспект открытого занятия с использованием проектного метода в подготовительной группе «Путешествие в лес» Цель: - формирование предпосылок.

НОД с использованием исследовательского метода «Большие открытия маленького человека» Конспект НОД «Большие открытия маленького человека». Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Задача: Развивать познавательную.

Картотека дидактических игр для средней группы

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2. Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

    Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

4. Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

    Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

    Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры : На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. Дидактическая игра «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

11. Дидактическая игра «У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

14. Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

    • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

      Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

    16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

    Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

    Ход игры: Расскажите, что бывает:

    Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

    Широким - река, дорога, лента, улица …

    Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

    17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

    Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

    Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

    18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

    Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

    Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

    19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

    Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

    Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

    Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

    Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

    20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

    Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

    Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

    ( Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

    21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

    Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

    Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

    22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

    Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

    Ход игры : Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

    23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

    Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

    Ход игры : Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

    24. Дидактическая игра «А что потом?»

    Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

    Ход игры : Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

      • Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

    Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

    Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

    Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

    Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

    25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

    Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

    Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

    26. Дидактическая игра «Выдели слово»

    Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

    Ход игры : Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок )

    Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

    27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

    Цели: закрепить знание растений,расширять кругозор детей, развивать речь, память.

    Ход игры : Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

    28. Дидактическая игра «Где что растет?»

    Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

    Ход игры : Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

    Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул,облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

    Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

    слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

    В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

    29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

    Цель: развивать речевую активность, мышление.

    Ход игры : Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

    Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

    30. Дидактическая игра «Лето или осень»

    Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

    Ход игры :

    Воспитатель и дети стоят в кругу.

    Воспитатель . Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

    Воспитатель. Если птицы улетают - это ….. И т. д.

    31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

    Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

    Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

    32. Дидактическая игра «Брать - не брать»

    Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

    Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

    Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

    33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

    Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,
    слуховое внимание.

    Ход игры : Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

      • Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

    34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

    Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

    Ход игры : Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

    35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

    Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

    Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

    Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

      Дидактическая игра «Не ошибись»

    Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

    Ход игры : Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

    По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

    37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

    Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

    Ход игры : По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

    38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

    Цель:

    Ход игры

    Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

    (желтые )

    узкая )

    Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

    39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

    Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

    Ход игры : Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

    - «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу ).

      Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу )

      Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу )

    40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

    Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

    Ход игры : Воспитатель: Кто отгадает загадку?

    Я иду - она идет,

    Я стою - она стоит,

    Побегу - она бежит. Тень

    В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

    41. Дидактическая игра «Закончи предложение»

    Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

    Ход игры : Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

    Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

    Летом листья зеленые, а осенью - ….. (желтые )

    Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая )

    Лед тонкий, а ствол - … (толстый )

    42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

    Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

    Ход игры : Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

    43. Дидактическая игра «Какой предмет»

    Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

    Ход игры : Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

      • Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

    В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

      Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.

      Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

      Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

    Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

    Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

      • Красный.

    Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

    Круглый ( мяч, солнце, яблоко, колесо и др. )

    44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

    Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

    Ход игры : Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

      • Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

        Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

    45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

    Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

    Ход игры : Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель) ; суп из овощей ( овощной суп ); пюре из картофеля (картофельное пюре ).

    46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

    Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

    Ход игры : Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко ), пушка ( мушка, сушка, кукушка ), зайчик ( мальчик, пальчик ) и т. д.

    47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

    Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

    Ход игры : Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

    Метель - метет, вьюжит, пуржит.

    Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет,

    Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

    48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

    Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

    Ход игры : Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

    Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

    Играет - девочка, радио , …

    Горький - перец, лекарство , .. и т. д.

    49. Дидактическая игра «Придумай сам»

    Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

    Ход игры : Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

    50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

    Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

    Ход игры : На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

    За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

    Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.

Картотека дидактических игр

1. Дидактическая игра «Найди ошибку»

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2. Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

● Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

4. Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать). Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

6. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая….

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

7. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание. Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

Дорога широкая, а тропинка.... (узкая).

8. Дидактическая игра «Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развивать внимание.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

9. Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. Дидактическая игра «Кто же я?»

Цели: учить называть растение, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает фишку.

11. Дидактическая игра «У кого кто»

Цели: закрепить знания о животных, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

12. Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

13. Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

14. Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

15. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

● Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

● Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.

16. Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

17. Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа..

18. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

19. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

20. Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

21. Дидактическая игра «Игра в загадки»

Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

22. Дидактическая игра «Знаешь ли ты...»

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей, развивать память, внимание.

Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд - изображения зверей, во второй - птиц, в третий - рыб, в четвертый - насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

23. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

24. Дидактическая игра «А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

● Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

25. Дидактическая игра «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое - нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

26. Дидактическая игра «Выдели слово»

Цели: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)

Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

27. Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок...» и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребенка и считает до трех, ребенок должен быстро назвать то, на чем остановился ведущий. Если ребенок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

28. Дидактическая игра «Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое), если нет - молчат.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис\. Алыча, тополь, сосна.

В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

29. Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развивать речевую активность, мышление.

Ход игры: Дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца - цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты.

Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

30. Дидактическая игра «Лето или осень»

Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

Ход игры:

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель. Если листики желтеют - это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Воспитатель. Если птицы улетают - это …. И т. д.

31. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: дифференциация зимней и летней одежды; развивать слуховое внимание, речевой слух; увеличение словарного запаса.

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю. А затем зимнюю.

32. Дидактическая игра «Брать - не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.

Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.

33. Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,

слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

● Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

34. Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

35. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

36. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.

Ход игры: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.

По этому принципу можно изготовить игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к различным профессиям. Например, строитель: ему необходимы инструменты - лопата, мастерок, кисть малярная, ведро; машины, которые облегчают труд строителя - подъемный кран, экскаватор, самосвал и др. На картинках - люди тех профессий, с которыми знакомят детей в течение года: повар, дворник, почтальон, продавец, врач, учитель, тракторист, слесарь и др. К ним подбирают изображения предметов их труда. Правильность выполнения контролируется самой картинкой: из маленьких картинок должна получится большая, целая.

37. Дидактическая игра «Отгадай - ка!»

Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

38. Дидактическая игра «Закончи предложение»

39. Дидактическая игра «Где что лежит?»

Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

● Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

● Вова вымыл руки и положил мыло...Куда? (В мыльницу)

40. Дидактическая игра «Догони свою тень»

Цель: познакомить с понятием света и тени; развивать речь.

Ход игры: Воспитатель: Кто отгадает загадку?

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. Тень

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это ваше отражение, оно называется тенью. Солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь солнечным лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Где еще есть тень? На что похожа? Догони тень. Потанцуй с тенью.

41. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький)

Летом листья зеленые, а осенью - …. (желтые)

Дорога широкая, а тропинка - …. (узкая)

Лед тонкий, а ствол - … (толстый)

42. Дидактическая игра «У кого какой цвет?»

Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.

43. Дидактическая игра «Какой предмет»

Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.

Ход игры: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

● Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать, одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

● Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.

● Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

● Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

● Красный.

Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.

Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.)

44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»

Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

● Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

● Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»

Цель: расширять словарный запас; развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»

Цель: учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка - кошка, ушки - пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.

47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …

Ворона- летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.

48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»

Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио, …

Горький - перец, лекарство и т. д.

49. Дидактическая игра «Придумай сам»

Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.

Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.

50. Дидактическая игра «Кто что слышит?»

Цель: учить детей обозначать и называть словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); воспитывать слуховое внимание; развивать сообразительность, выдержку.

Ход игры: На столе у воспитателя стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик; шуршит книга, которую листают; играет дудочка, звучит пианино, гусли и др., т. е. Все, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, воспитатель просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат» - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Такую игру можно проводить и на прогулке. Воспитатель обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, автомобиль сигналит, листья шелестят и др.

Скопировала с сайта страна мам себе

Нужно:
Мяч (необязательно)
Хорошее настроение

Эти игры хороши тем, что можно играть где угодно: в очереди, по дороге домой и т. д. Детям очень нравится, заодно и речь тренируем.

Я создала в Ворде таблицу и каждые игры внесла в отдельные столбик. Распечатала и разрезала, получились карточки с играми. Так намного удобнее. Не ходишь с кипой бумаг, не зная какую игру поиграть, а все запомнить не реально. А тут и с собой удобно носить, в сумочке немного места занимает. Ребенок сам выбирает карточку - еще и сюрпризный момент присутствует, что там за задание))))

Игра «Что бывает круглым?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Учитель:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?

*Игра «Кто кем был?»

Учитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т. д.

*Игра «Скажи ласково»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло, креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, усы – усики.

*Игра «Один - много», «Много – один»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Дом – дома Пеналы - пенал
Книга – книги Листья - лист
Дерево – деревья Торты - торт
Стол – столы Ёлки - ёлка
Стул – стулья Псы - пёс
Окно – окна Оконца - оконце
Сильный - сильные Деревца - деревцо
Телефон – телефоны Идут – идёт

*Игра «Добавь слово»

Учитель бросает мяч ребёнку и просит его добавить слово в предложение, поставив его в соответствии с родительным, дательным, винительным, творительным, предложным падежом.
Наташа рисует зелёным (карандаш).
Белка прыгает по веткам (деревья).
Лодка плывёт по (река).
Около школы Витя увидел (Аня).
Ира сочинила сказку о (лисичка).

*Игра «Подбери слово противоположное по смыслу»

Учитель, бросая мяч, просит назвать слово противоположное по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Например, день – ночь, громко смеётся – тихо плачет, легко – тяжело, чёрное платье– белое платье и т. п.

Игра «Кто как передвигается?»

Учитель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Учитель: Дети:
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т. д.

*Игра «Кто, чем занимается?»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Учитель - ученик: строитель - строит, повар - варит, носильщик - носит, рабочий - работает, художник - рисует, фотограф - фотографирует, продавец - продаёт, охотник - охотится, парикмахер - стрижёт, маляр - красит, врач - лечит, учитель - учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т. д.

*Игра «Горячий – холодный»

Учитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами.

*Игра «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, называет детёныша этого животного.

У тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок

*Игра «Кто как разговаривает»

Учитель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.
Учитель: Дети:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т. д.

*Игра «Чей домик?»

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Учитель:
Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?

*Игра «Звуковая цепочка»

Учитель: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна-автобус-слон…

*Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.

*Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т. д.
Вариант 1.
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Вариант 2.
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

Игра «Поймай слово»

Взрослый называет ребенку слова. Ребенок должен
хлопнуть в ладоши, если слышит слово, отличающееся от остальных.

Дом, дом, дом, клад, дом.
Рот, рот, бутерброд, рот, рот.
Зима, зима, лето, зима, зима.
Снег, снег, снегопад, снег, снег.
Зайчонок, зайчонок, зайчонок, зайчонок,
волчонок.

Антонимы

День – ночь;
большой – маленький;
черный – белый;
хороший – плохой;
тяжелый – легкий;
веселый – грустный;
горький – сладкий;
горячий – холодный;
грязный – чистый;
здоровый – больной;
короткий – длинный;
говорить – молчать;
вспомнить – забыть;

Антонимы

Мокрый – сухой;
новый – старый;
острый – тупой;
умный – глупый;
широкий – узкий;
близкий – далекий;
быстрый – медленный;
высокий – низкий;
полный – пустой;
тонкий – толстый;
открыть – закрыть
громко – тихо;
много – мал;
справа – слева; трудно – легко

Игра «Поймай слово»

Лист, лист, лист, свист, лист.
Море, море, море, горе, море.
Лицо, лицо, яйцо, лицо, лицо.

Рама, рама, лама, рама, рама, Рома.
Пух, пух, петух, пух, бух, пух, пух.
Шишка, шишка, мишка, шишка.

Коса, коса, коза, коса.
Челка, челка, щелка, челка.

Шелк, шелк, щелк, шелк.
Сток, сток, сток, стог, сток, сток.

АНТОНИМЫ

Брат – сестра;
мальчик – девочка;
мама – папа;
мужчина – женщина;
дедушка – бабушка
вход – выход
горе – счастье
город – деревня
добро – зло
радость – печаль
над – под
начало – конец
улыбка – слезы
молодость – старость
правда – ложь
прямой – кривой
глубокий – мелкий
полезный – вредный

АНТОНИМЫ

Слабый – сильный
смелый – трусливый
бросать – ловить
взять – отдать
ложиться – вставать
мерзнуть – греться
покупать – продавать
помогать – мешать
потерять – найти
сломать – построить
смеяться – лакать
внутри – снаружи
впереди – сзади
вверху – внизу
ласково – грубо
рано – поздно

АНТОНИМЫ

Зима – лето
весна – осень
друг – враг
жара – холод
завтрак – ужин
мир – война
сын – дочь
утро – вечер
спуск –подъем
одинаковый – разный
сытый – голодный

АНТОНИМЫ

Ребенок – взрослый
восток – запад
север – юг
рассвет - закат
свет - темнота
встреча – расставание
выезд – въезд
ленивый - трудолюбивый
аккуратный – неряшливый
ловкий – неуклюжий

АНТОНИМЫ

Шершавый – гладкий
яркий – тусклый
тепло – прохлада
удаляться - приближаться
поднять – опустить
пасмурный – ясный
первый – последний
пресный – соленый
уродливый – красивый
хрупкий – прочный
частый – редкий

Скажи наоборот

Взять много – отдать мало;
Веселый дедушка – грустная бабушка;
Младший брат – старшая сестра;
раннее утро – поздний вечер;
шумный город – тихая деревня

Игра «Один - много»

Дом – дома, стул – стулья,
брат – братья,
сын – сыновья,
стог – стога,
место – места,
море – моря
лес – леса,
луг – луга,
глаз – глаза,
кол – колья,
друг – друзья

Игра «Один - много»

Зайчонок – зайчата,
Медвежонок – медвежата,
Цыпленок – цыплята,
Утенок – утята,
Поросенок – поросята,
Ягненок – ягнята,
Жеребенок – жеребята,
Теленок - телята

Игра «Один - много»

Гнездо – гнезда,
Письмо – письма,
Кольцо – кольца,
День – дни,
Пень – пни,
Жилец – жильцы,
Гонец – гонцы,
Огурец – огурцы,
Ухо – уши,
Метро – метро,
Какао – какао,

Игра «Один - много»

Пальто – пальто,
Какаду – какаду,
Кофе – кофе,
Пианино – пианино,
Брюки – брюки,
Джинсы – джинсы,
Ножницы – ножницы,
Хлопья – хлопья,
Эскимо – эскимо,
Кафе – кафе,
Колье – колье

Игра «Много-один»

Можно также играть в обратную игру: взрослый
называет множественное число, а ребенок – единственное.
Для ребенка очень полезно тренировать образование родительного
падежа во множественном числе: «У нас был один заяц, а стало много –
…зайцев», «У нас было одно эскимо, стало много – …эскимо» и т. п

Игра «Он, она, оно, они»

Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово

Солнце
- Дом..
- Он.
- Кошка.
- Она.
- Оно.
- Машины.
- Они. Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово
(существительное), ребенок возвращает мяч, называя местоимение,
подходящее к этому слову: он, она, оно, они.

Пес
бежит.
- Он
бежит.
- Вишня спеет.
- Она спеет.
- Яйцо катится.
- Оно катится
Стулья стоят.
- Они стоят.

«Скажи ласково»

Дочь-доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка
Сестра – сестрёнка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка

«Скажи ласково»

Ход игры: попросите ребенка дополнить предложения нужным по смыслу словом.

Начинайте фразу, а ребенок будет договаривать.
Тарелка чистая, а тарелочка -… (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек -… (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка-… (кругленькая).
Нож острый, а ножичек -… (остренький).
Суп вкусный, а супчик -… (вкусненький).
Салат рыбный вкусный, а картофельный -… (вкуснее).
Суп томатный острый, а подливка -...(острее).
Тарелка красивая, а блюдо -… (красивее).

Игра «Подскажи словечко»

У сороки белые бока, поэтому ее называют… белобокая.
У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.
У дятла длинный клюв, … длинноклювый.
У снегиря грудка красная,… красногрудый.
У воробья тонкие лапки, … тонколапый.

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Соль лежит в (солонке)
Хлеб лежит в (хлебнице)
Сахар лежит в (сахарнице)
Масло лежит в (масленке)
Салат лежит в (салатнице)
Селедка лежит в (селедочнице)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).

Игра «Для чего они нужны?»

Ложка – чтобы есть суп;
Нож – …
Тарелка – …
Сковородка – …
Вилка – …
Чашка – …
Кастрюля – …
Чайник – …

Дидактическая игра «Какой, какое?»

Цель: учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: мяч.
Сад и яблоко. Яблоневый сад.
Сад и груша. Грушевый сад.
Груша и варенье. Грушевое варенье.
Персик и сок. Персиковый сок.
Гранат и сок. Гранатовый сок.
Яблоко и пирог. Яблочный пирог.
Яблоко и пюре. Яблочное пюре.
Ананас и желе. Ананасное желе.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах.
Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Дидактическая игра «Мой любимый фрукт (ягода)»
Цель: учить составлять описательные рассказы о ягодах, фруктах.
Предложить детям составить описательные рассказы о фруктах и ягодах по плану:
Что это?
Где растёт?
Внешний вид.
Каков на вкус?
Что из него готовят?

Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
(Т. Кулакова)

Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

Цель:: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
След (чей?) – лисий, волчий ….
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи ….
Голова (чья?) – лисья, волчья ….

Дидактическая игра «Кто кем был»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать форму творительного падежа имен существительных. Закреплять название детенышей животных.
Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.
- Кем был бык? – Бык был теленком.
- Кем был пес? – Пес был щенком.
-Кем был козел?- Козел был козленком
И т. д.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Цель: учить подбирать предмет к действию.
(Взрослый загадывает загадку, а ребенок её отгадывает.)

Сторожит, грызет, лает? - ….
Хрюкает, роет? - ….
Ржет, бегает, скачет? - ….
Мяукает, лакает, царапается? - ….
Мычит, жуёт, ходит? - ….
(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч. Взрослый кидает мяч и говорит слово.
Поет Поющая
Щебечет Щебечущая
Улетает Улетающая
Кормит Кормящая
Плывет Плывущая
Кричит Кричащая
Голодает Голодающая

Материал: мяч.
Береза. Березонька, березка, березовый, подберезовик.
Осина. Осинка, осиновый, подосиновик.
Дуб. Дубок, дубовый, дубочек, дубина.
Рябина. Рябинка, рябинушка, рябиновый.
Клен. Кленовый, кленок.
Сосна. Сосенка, сосняк, сосновый.
Ель. Елка, елочка, ельник, еловый.

Дидактическая игра «Родственные слова»


Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый ….
Шишка (какая?) – еловая ….
Иголки (какие?) – еловые ….

Дидактическая игра «Назови, какой»

Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
Кровать сделана из железа, ….
Диван сделан из кожи, ….
Стул сделан из пластмассы, ….
Сапоги из резины – резиновые сапоги.
Шапка из шерсти – шерстяная шапка.
Перчатки из кожи – кожаные ….

Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: упражнять в образовании родственных слов.
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье ….
Мороз – морозный, морозить, замораживать ….
Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ….

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Гвоздь из железа. Железный гвоздь.
Доска из дерева. Деревянная доска.
Ножницы из металла. Металлические ножницы.
Сапоги из резины. Резиновые сапоги.
Перчатки из кожи. Кожаные перчатки.
Салфетка из бумаги. Бумажная салфетка.
Горшок из глины. Глиняный горшок.
Стакан из стекла. Стеклянный стакан.
Бутылка из пластмассы. Пластмассовая бутылка.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение.
Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч.
Мама достала коробку с елочными игрушками для того, чтобы …(нарядить елку, украсить комнату).
Мы украсили елку для того, чтобы …
Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы …
Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы …
К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы …

Дидактическая игра «Назови игрушку»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Цель: упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных.
Клюшка нужна - хоккеисту
Коньки нужны - …фигуристу
Санки нужны - …саночнику
Лыжи нужны - …лыжнику
Шайба нужна - …. хоккеисту

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).
У совы большая голова, поэтому ее называют … (…).
У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют … (…).
У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (…).
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … (…).
У совы большие крылья, поэтому ее называют … (…).

Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»

Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.
Материал: мяч.
Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха).
От Родины веет теплом, а от чужбины …(холодом).
Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого).
Худой мир лучше доброй …(ссоры).
Мир строит, а война …(разрушает).
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Граждане живут в России. Живущие граждане.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Материал: мяч.
Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.
Платье из шелка. Оно …
Футболка из трикотажа. Она …
Куртка из кожи. Она …
Шуба из меха. Она …
Пальто для бабушки. Оно …
Одежда для улицы. Она…
Сапоги из резины. Они …
Косынка из ситца. Она …
Сарафан для лета. Он …
Плащ для весны. Он …
Майка для детей. Она …
Брюки для Мужчин. Они…

Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?»

Голова (чья?) – львиная
Хвост (чей?) – львиный
Туловище (чье?) – львиное
Уши (чьи?) – львиные.

Дидактическая игра «Сосчитай животных»

Один морж, два моржа, … пять моржей.
Один тюлень, … пять тюленей.
Один дельфин, два дельфина… пять дельфинов и т. д.

Дидактическая игра «Образуй слова»

Материал: мяч.
Поле из васильков. – Васильковое поле.
Запах луга. – Луговой запах.
Масло из розы. – Розовое масло.
Семена мака. – Маковые семена.
Аромат цветов. – Цветочный аромат.
Букет из ландышей. – Ландышевый букет.

«У кого есть..»

У кого есть лапы? – У собаки, кошки.
У кого есть копыта? – У коровы, свиньи, козы, лошади.
У кого есть рога? У кого есть шерсть? У кого есть грива?
У кого есть пятачок? У кого есть вымя?

«Подскажи слово»

У детей веселые лица, им сейчас (как?)… (весело).
У них громкие голоса, они говорят (как?)…(громко).
У Кати звонкий смех, она смеется (как?)…(звонко).
У Маши быстрые ноги, она бегает (как?)…(быстро).
Санки тяжелые, их везти (как?)…(тяжело).
Валенки теплые, в них гулять (как?)…(тепло).


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении