Дидактические игры. Дидактические игры в экологическом воспитании детей Статья на тему дидактическая игра
Ж. Дошкольное воспитание 1975г. №1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПО ЗНАКОМСТВУ С КОЛИЧЕСТВОМ
(вторая младшая группа)
О значении дидактических игр в деле обучения детей дошкольного возраста писали многие исследователи - педагоги и психологи (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, З.М. Богуславская, В. Н.Ава-несова и др.)-
Дидактические игры рассматриваются как важное средство всестороннего развития, детей. В занимательной форме игры можно знакомить детей с самыми разнообразными явлениями действительности, развивать мышление, память, наблюдательность, внимание, сообразительность и другие качества.
Использование дидактической игры в процессе обучения способствует расширению представлений детей, активизации, закреплению и применению знаний.
Дидактическая игра в сочетании с прямым обучением является ценным средством математического развития детей.
В своей статье мы пытались обобщить опыт работы детских садов по использованию дидактических игр в процессе знакомства детей четвертого года жизни с количеством, показать на фактическом материале обучение решению задач в форме дидактической игры.
В программе по развитию элементарных математических представлений детей четвертого года жизни в разделе «Количество» предусмотрено знакомство детей с множеством как единым целым, состоящим из однородных элементов. Дети учатся составлять rpvnnyиз отдельных предметов в соответствии с образом, выделять один предмет из группы, учатся различать «много» и«один».
Для решения этой программной задачи можно использовать такие дидактические игры, как «Петрушкгжн гости», «Сбор грибов», «В лесу», «Утка с утятами» и до.
Вначале лучше провести игры «Сбор Г{ш£
бов», «Утка с утятами», «В лесу», эти игры бщ
лее простые. Материалом в игре «Сбор грЖ
бов» являются корзиночки, грибы, в игре <<УЩ
ка с утятами» -- утята, в игре «В лесу» ^Щ
грибы, шишки.41
Игра «Петрушкины гости» несколько слой! нее. Усложнение состоит в том, что дети зн\Ш комятся с образованием множества из разно! родных предметов, объединенных одним об! щим признаком (разные животные - собач* ка, зайчик, мишка, кошка, лисичка - гостЦ петрушки). В игре дети три раза видят образо-С вание множества из отдельных элементов н%| разном материале (гости петрушки, яблокид конфеты), два раза - дробление множества!.
на элементы.Ж
Щ
Сборгрибов Я
Материал для игры:
елочки, поставленные щ
отдельных местах групповой комнаты, грибы,!
корзиночки или ведерки по числу детей.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках полу-i
кругом." Перед ними на полу поставлены елоч-|
ки и грибы. J
Де-.и, это наш лес. Посмотрите, кая много грибоз под елочками. Сейчас я дам| каждому по одной корзиночке, и вы пойдете"? собирать грибы.
Воспитатель ставит на стол корзиночки nojчислу детей; спрашивает: «Сколько корзино-^ чек я принесла?» Отвечает: «Много»; предла- ■ гает всем взять по одной корзиночке; спрайт-. вает, у кого сколько корзиночек, сколько корзиночек на столе (ни одной). Затем воспита-jтель предлагает детям пойти в лес и сорвать по одному грибку. Далее воспитатель спрашивает отдельных детей, сколько грибков у них в корзинке (один), а сколько грибков под елочками (ни одного).
Воспитатель предлагает детям поставить корзинки на стол, отмечает, что каждый поставил одну корзинку (одну корзинку поставила Галя, одну - Надя, одну - Таня и т.д.), все поставили по одной корзине, а всего, смотрите, сколько корзин. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько грибов в каждой корзине?» Один. Предлагает посмотреть, сколько всего, грибов дети собрали. Из корзин воспитатель с помощью детей выкладывает грибы на стол. Дети стмечают, что из каждой корзины положили по одному грибку, а Есего получилось много грибов.
В игре «Утка с утята л: и» используется макет озера, в котором плавают утка и утята по числу детей. Воспитатель обращает внимание детей на то, что утят много, а утка одна, затем дети играют с утятами.
Все бепут по одному vtchky.
Утка зовет утят: «Кря-кря-кря». Дети спускают утят в озеро, отмечают, что утят в озере стало много.
Материал для игры: контуры елок, шишки, грибы, объемная корзина, медведь.
Воспитатель на своем столе ставит елки - это лес, перед елками расположено отдельно одно от другого грибы, шишки.
Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Дети, это лес. Видите, в лесу много елок, много шишек, много грибов. А вот и мишка-медведь пришел в лес. Смотрите, у него корзинка. Сейчас он будет собирать грибы, считать он не умеет. Давайте поможем ему. Мишка сорвал гриб и не знает, сколько грибов он сорвал. Дети, сколько грибов сорвал мишка? Один. Правильно, мишка положил один гриб в корзинку. Мишка еще нашел гриб. Сколько еще грибов он сорвал? (Воспитатель показывает гриб детям. Ответ: «Один гриб».) Смотрите, мишка нашел еще один гриб (кладет в корзинку), еще один, еще один, еще один, еще один. Все грибы около елочек мишка собрал. Сколоко же грибов, дети, осталось около елочек? Ни одного.
Ну-ка, мишка, покажи, сколько у гбя в корзине грибов. Сколько, дети, у мишки грибоь? Много. Видите, мишка собирал по одному грибу, а набрал много».
Мишка ревет (используется озвученная игрушка).
Воспитатель: «Ты что хочешь сказать, мишка? Ну, скажи мне на ух^_ХШ| -Дсха«л^е^--тко
Дети, он говорит, что хочет вам отдать грибы. По скольку ты, мишка, хочешь раздать грибов детям?» Мишка рычит.
Воспитатель: «Он говорит: «По одному». Раздай, мишка, свои грибы. А вы, дети, посмотрите, не ошибется ли мишка, всем ли он будет давать по одному грибу». Спрашивает у детей: «Сколько грибов мишка дал Тане? Один гриб. Сколько Саше? Один. Мишка раздал грибы, на всех у него даже не хватило. Посмотрите, сколько в корзине у мишки грибов. Ни одного. А сколько их у Саши? Сколько у Тани?»
Воспитатель: «Мишка опять ревет. Ты что, мишка? Скажи мне. Дети, мишка увидел, что у него в корзине не осталось ни одного гриба п плачет (ревет). Давайте отдадим ему грибы».
Воспитатель с корзиной и мишкой подходит к детям, дети кладут грибы.
Воспитатель: «Один гриб положила Таня, один - Саша. Все положили по одному гри-UV. А сколько vмишки стало грибов? М:: ого.
Отнес мишка грибы в свой дом и опять пришел в лес собирать шишки. Посмотрите, сколько шишек в лесу. Много. Мишка взял одну шишку, еще одну, еще одну, еще одну, еще одну и т. д. Все шишки собрал мишка. Сколько шишек осталось около елок? Ни одной. Сколько шишек у мишки? Много. Понес мишка шишки домой, а корзинку держит неровно, вот и начали шишки падать из корзины. Посмотрите, сколько шишек упало у мишки из корзины… Одна, еще одна, еще одна, еще одна и т. д. Сколько всего упало у мишки из корзины шишек? Много. Посмотрим, сколько же шишек осталось у мишки. (Показывает корзину.) Ни одной. Все шишки мишка растерял и пришел домой с пустой корзиной».
Петрушки ны гости; .-.
Материал для игры: петрушка, собачка, зайчик, петушок, мишка, кошка, лисичка; большая красивая коробка, в ней 6 яблок, 6 конфет.
Воспитатель ставит на стол петрушку, говорит: «Стодня, дети у петрушки день рождения. У гего м.гого друзей. Сейчас они к нему придут в го"-т-r. Посмотрим, сколько: х;. гсстси пррдет к петрушке. Вот приоежала собзчгя (игрушка ставится на столе перед петрушкой). Сколько собачек? Одна.
Зайка прискакал. Сколько зайчиков пришло поздравить петрушку? Один. Петушок пришел поздравить с днем рождения петрушку. Сколько петущков?__Одид,-Мишкд г.рншел. Сколько «мишек? Один. Прибежала из леса лисичка. Сколько лисичек? Одна. А вот пришла кошка поздравить петрушку. Сколько кошек? Одна.
Дети, все гости приходили по одному. А сколько всего гостей пришло к петрушке?
Дети, петрушкииы гости принесли ему на день рождения подарки (воспитатель ставит на стол коробку). «Посмотрим, сколько подарков принесли гости петрушке». Показывает. Спрашивает: «Сколько подарков?» Отвечает: «Много» и говорит «Посмотрим, какие же это подарки».
Воспитатель вынимает одно яблоко за другим и говорит: «Смотрите, яблоки. Одно яблоко, еще одно, еще одно, еще одно. Сколько всего яблок? Много. Посмотрим, что же еще принесли гости петрушке. Конфеты». Так же вынимает их, кладет в ряд и говорит: «Одна конфета, еще одна конфета, еще одна, еще одна, еще одна и еще одна. А сколько всего конфет? Много».
Показывая детям пустую коробку, спрашивает, сколько подарков в коробке? Ни одного. Ackcuu".j;;:; на столе? Много.
Воспитатель: «Видите, дети, я клала по одному подарку, а получилось подарков много».
В конце игры можно сказать, что петрушка угостил своих гостей яблоками. Одно яблоко дал собачке, одно - мишке, одно - зайчику, одно - лисичке, одно - кошке. А сколько всего яблок раздал петрушка? Много.
Сколько яблок он дал собачке? Сколько яблок он дал мишке? И т. д.
Заканчивая игру, воспитатель говорит: «Петрушка остался доволен, что много гостей пришло поздравить его с днем рождения. Вы помогли узнать, сколько пришло гостей и сколько они принесли подарков».
Что |
При обучении детей умению выделять один предмет и много можно использовать игры «Что изменилось», «Зайцы в огороде».
изменилось
Материал для игры: елки, грибы, зайчики.
На столе перед детьми стоит много елочек и один грибок. Воспитатель: «Дети, сейчас поиграем в игру «Что изменилось». Посмотрите, что вы видите на столе. Сколько елок? Сколько грибов? Сейчас вы закройте глаза, \ потом откроете и скажете, что изменилось». Воспитатель оставляет одну елочку и ставит много грибов. Дети открывают глаза и говорят, сколько елочек и грибов было и сколько их стало. После этого воспитатель ставит много елочек и много грибов, затем один гриб и одну елочку. Усложнение игры состоит в том, что воспитатель может заменить игрушки. Например, поставить одного зайчика и много елок или много зайчиков и одного медведя^ -В дальнейшем.досш-1т-ятел1г~тяхШёт использо-елть для игры три вида игрушек. Например, поставить одну елочку, один грибок и много зайчиков и т. п.
Во второй младшей группе учат детей сравнивать одну группу предметов с другой, используя приемы наложения и приложения.
При реализации этой программной задачи можно провести игры «Столько - сколько», «Мишки в гостях у детей». «Принеси столько игрушек, сколько у меня».
М и ш к и в гостях у детей
Материал: игрушки-3 мишки. 3 машины, 4-5 стульчиков, 4-5 чашек, стол, 4-5 конфет.
Ход игры. Раздается стук в дверь, на трех машинах друг за другом въезжают мишки. Воспитатель ставит машины с мишками в ряд на стол. Мишки здороваются с детьми.
Воспитатель: «Дети, сколько к нам приехало мишек? Много. Сколько.машин? Много. Л как по-друггшу „плчо сказать? Поровну,
мишек столько, сколько машин, на каждой ма.
шине по одному мишке».1? .
Раздается рев медведя. : ..:■■-...;."-«*
Воспитатель: «Дети, слышите, мишки реву? Они гуляли и проголодались. Давайте угостлщ их чаем. Игорь, принеси сюда, пожалуйста, один стол».
Затем воспитатель предлагает кому-либо из детей принести столько стульчиков, сколько мишек, поставить стульчики в ряд около стола, расставляя их по одному слева направо, Следующий ребенок по предложению воспитателя сажает мишек на стулья.
Воспитатель: «Сколько стульчиков и мишек? Почему всем мишкам хватило стульчиков? Алла, принеси чашечки для каждого мишки и поставь их на стол перед мишками. Сколько, дети, Алла принесла чашек? Правильно она их расставила?
Иди, Игорек.угости мишек конфетами. Вот. они, в вазе. Дай каждому мишке по конфете. Сколько, дети, Игорек дал мишкам конфет? Столько, сколько мишек. По скольку чашек и конфет около каждого мишки? По одной, поровну».
Воспитатель вызывает детей, предлагает им, напоить мишек чаем. Воспитатель: «Напились мишки чая с конфетами и хотят гулять. На этих машинах они поедут с вами на прогулку. Хватит всем мишкам машин? Почему?
Вот и гости наши готовы к прогулке. Давай-те их возьмем с собой гулять, покатаем их. Они любят кататься».
Детей четвертого года__ж.изни-у-ч-ат восири-ниматьл воспроизводить один и много звуюь движений, учат устанавливать по количеств} равенство звуков, предметов, движений.
В решении этой программной задачи мог\ iбыть использованы такие игры, как «Поможем бычку - белому бочку», «Петрушкнны \>г - рушки», «Лиса и котята» и др.
П о м о ж е м“ бычку - бело м у б о ч к \
Материал для игры: сказочный домик, тз гушка, кошка, мышка, петух, собака, теленок.
«Жили-были в теремке лягушка-квакушка, мышка-норушка, кошка-белоножка, петушо- --золотой гребешок и собачка Бобик.
Как-то раз в вечерний час все звери собрались около домика.
Вдруг по лесу идет бычок - белый бочок: «Му-у! Заблудился я в лесу, не найду дорогу, плохо мне придется, если звери не помогут».
Звери «говорят»: «Мы поможем тебе, но сначала ты выполни наши задания». Лягушка «говорит»: «Сколько раз я квакну, столько раз ты промычи».
Воспитатель: «Слушайте, ~етн. внимательно. правильно- будет бычок выполнять задания.
Лягушка квакает от одного до трех раз, бычок столько же раз мычит.
Воспитатель спрашивает: «Сколько раз бычок промычал?» Дети отвечают: «Столько, сколько раз квакнула лягушка». Другие «звери» предлагают или прокричать так же и столько же раз, или принести столько же каких-либо игрушек, или подпрыгнуть столько же раз, или повернуться к окну столько же раз и т. п. При этом «бычок» может выполнять задание правильно, может и ошибаться. Когда ошибается, дети должны заметить ошибку и исправить ее.
Первое задание бычок выполняет правильно.
В конце игры воспитатель отмечает, что дети хорошо помогли бычку. С их помощью он выполнил правильно все задания зверей. Теперь они покажут ему дорогу домой.
П е т р у ш к и н ы игрушки
Материал для игры: красивый мешочек для игрушек, 2-3 одинаковые игрушки, например 3 матрешки, 3 мячика, 2 пирамидки, кубик.
В начале игры воспитатель объявляет детям, что к ним на занятие придет петрушка. Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит петрушку и мешочек, предлагает детям на ощупь узнать, что в мешочке (игрушки), сколько их.
Далее воспитатель гозорит, что петрушка хочет поиграть с детьми. Сколько рлз пегруш-ка стукнет в бубен, столько игрушек нужно достать из мешочка. Петрушка стучит от одного до трех раз. Воспитатель предлагает детям вынимать игрушки до тех пор, пока ни одной игрушки в мешочке не останется. Каждый раз ребенок, доставая игрушки из мешочка, говорит: «Я достал столько игрушек, сколько раз ударил петрушка в бубен».
Затем воспитатель предлагает детям поиграть с петрушкой по-другому. Со стола нужно взять столько одинаковых игрушек, сколько раз петрушка ударят в бубен. Свои действия ребенок должен сопровождать словами, например: «Я взял столько матрешек, сколько раз петрушка ударил в бубен». Вначале воспитатель сам показывает, как выполнить подобное задание.
Материал: шапочки лисы, зайца и котят. Ход игры. Игра проводится подгруппами.
Воспитатель играет вместе с детьми. Кто хорошо воспринимает один и много звуков, назначается зайцем, выбирает лису, остальные дети- котята. Дети надевают шапочки котят, зайца, лисы. Заяц убегат в домик, лиса прячется в лесу.
Воспитатель говорит: «Пошли котята на лужок. Хорошо на лужке, солнышко светит, птички поют. Бегают котята, играют. Увидела котят лиса, захотела их поймать и в лес утащить. Испугались котята и побежали к домику зайца. Просят зайца: «Зайчик, открой нам, а то нас лиса поймает». Зайка говорит: «Мяукните один (много) раз, тогда пущу». Дети мяукают. Кто ошибается, того заяц не пускает в дом, его уводит лиса. Игру можно повторить два - четыре раза.
Во второй младшей группе отдельные занятия можно целиком провести в форме дидактической игры.
Приведенные дидактические игры для детей четвертого года жизни просты, близки их непосредственному опыту, построены на основе активной практической деятельности с конкретными множествами, на основе широкого использования наглядного материала. Перед детьми ставится цель играть, а ке учиться. В ходе игры воспитатель добивается усвоения детьми соответствующего программною материала.
Для малышей лучше использовать игры, в которых находят отражение разнообразные жизненные ситуации, близкие опыту детей, определенные взаимоотношения действующих лиц, содействующие усвоению правил поведения. Важно, чтобы игры были ценны как в образовательном, так и в воспитательном отношении.
Подбирая игры для детей, воспитатель должен учесть, на каком этапе реализации «Программы воспитания в детском саду» находятся дети его группы, какой материал op.iiуже усвоили, что предстоит изучить. Воспитатель"исходит из обучающей задачи и содержания игры. При подборе игры воспитатель придумывает, какую игру лучше взять для сообщения новых знаний, какую - для закрепления, какую- для применения знаний в новых условиях.
На одну и ту же программную тему в наличии у воспитателя должно быть несколько игр.
Вначале он отбирает и проводит tдетьми игры простые, затем более сложные.
Дидактические игры по знакомству детей с количеством можно проводить не только на занятиях, но и в свободное от занятий время, особенно с теми детьми, которые отстают в усвоении программного материала.
Воспитатель должен хорошо знать игры по знакомству детей с количеством, знать их содержание, обучающие задачи, правила, игровые действия. Это дает возможность ему выбрать в нужный момент игру для решения тех или иных обучающих задач.
Воспитатель заранее продумывает методику проведения игры, организацию в ней детей, учитывая наглядно-действенный, образный характер мышления малышей, сам включается в игру, направляя действия детей, добивается решения обучающей задачи. » Вначале воспитатель дает детям возможность рассмотреть игрушки, используемые виг-ре, потрогать. Лишь после этого он переходит к объяснению игры.
Разные игры требуют разной организации. Одни можно проводить, посадив детей полукругом («Поможем бычку - белому бочку»; «Петрушкины гости», «Столько - сколько»), другие как подвижные («Лиса и котята», -«Сбор грибов»), т; етьл - за золами («Мишки в гостях у детей», «Что лзыенилось»). Но каждый раз воспитатель заботится о том, чтобы все цоти хорошо видели материал, используемый. в игре, действовали с ним, так как знания о количестве дети трех лет усваивают на основе практического оперирования элементами конкретных множеств.
Методика проведения__дилакти-вдск1»>1; гр по" -э.ьк^комствз"^дётей четвертого года жизни с количеством имеет много общего с методикой руководства дидактическими играми, предусматривающими решение самых разнообразных задач обучения детей.
■ ■■-. ^: ".""■ „■■■р- чуднова
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.
В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.
РУКОВОДСТВО ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ .
В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.
1 ). В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).
В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).
Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.
Младший возраст : наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
Средний возраст : разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.
Старший возраст : словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.
2 ). Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.
Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
Младший возраст : воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.
Средний возраст : воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.
Старший возраст : правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.
3 ). Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ .
Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.
Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.
Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:
- Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
- Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
- Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
- Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.
Действие . В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.
Правило : деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.
Результат, заключение игры : результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами : для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.
Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Глущенко Любовь Викторовна
Учитель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №17 г. Феодосии Республики Крым»
Использование дидактической игры в процессе обучения
младших школьников
Аннотация. В статье даются теоретические основы использования дидактических
игр в процессе обучения младших школьников, акцентируется внимание на значение
дидактических игр в обучении младших школьников, приводятся примеры видов
дидактических игр, раскрывается важность игры для ребёнка в младшем школьном
возрасте. В статье приводятся примеры, демонстрирующие использование учителем
дидактических игр на уроках в начальной школе.
С целью демонстрации дидактических игр на уроках в начальной школе
открывается доступный для ребенка путь понимания и освоения мира.
Ключевые слова: дидактические игры, учебный процесс, форма обучения, игровая
деятельность, развитие внимания, интерес к учебному процессу, развитие мышления.
Введение.
Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и
задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а
также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе,
профессиональных возможностей самого учителя.
Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные
качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит
слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности
методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход
от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и
регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв.
Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение;
требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения
соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Формулировка цели и задач статьи.
Цель: для того, чтобы организация учебновоспитательного процесса была
эффективной, необходимо сделать процесс обучения занимательным, создать у детей
бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Задачи:
- раскрыть понятие о дидактической игре;
- раскрыть особенности использования дидактических игр;
- охарактеризовать виды дидактических игр;
Изложение основного материала статьи. Активизировать учебный процесс,
добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной
деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в
процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в
данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.
Устойчивый познавательный интерес и внимание формируются разными средствами.
Одним из них является дидактическая игра. Все необычное, неожиданное вызывает у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу
познания, помогает усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условие
поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным,
ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В игре происходит развитие, воспитание, обучение ребенка, игра обязательно
сопряжена с активностью и удовольствием, поэтому многие педагоги указывали на
необходимость включения игры в процесс обучения.
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их последователи объясняли игру как
доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой
деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и
потому носит активный, действенный характер. Значит игра – это доступный ребенку
своеобразный путь интенсивного развития потребностей, прежде всего в общении и
познании.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе
обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику
проверить и развить свои способности, включающие его соревнования с другими
учащимися.
Дидактическая игра учителем может использоваться и как форма обучения, и как
самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон
личности. Ее систематическое применение способствует повышению эффективности
психологопедагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного
возраста.
Исследователи игры видят много положительного в применении ее в учебном
процессе. Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологически
комфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается
выполнение задания, создаются условия для возникновения и развития познавательных
мотивов и интересов учащихся.
Исследования психолога Л.С. Славиной показали, что в процессе игры
интеллектуальнопассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В эксперименте,
проведенном М.А. Джапаридзе, установлено, что задача, предложенная детям в игровой
форме, решается большинством из них (62%), даже если эту задачу они не смогли решить
в обычном виде. Если после решения эту задачу опять видоизменить в обычную, с ней
справляется около 18 % детей. И это проверено на собственных уроках:
Игры приближают с помощью воображаемых ситуаций учебную деятельность
ребенка к действительности, делают понятными цели учения, Игра и учеба – это две
разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых
педагогикой в целях обучения и воспитания детей, способствуют формированию
внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности,
инициативы.
Задача педагога – сделать правильным, адекватным переход детей от игровой
деятельности к учебной. Управлять вниманием класса такому педагогу намного легче,
ведь важнейшим источником в процессе обучения или игре является его интерес.
Пробуждение интереса однозначно приводит к пробуждению внимания.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1) Игры путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на
то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление
трудностей.
2) Игрыпоручения по содержанию просты, по продолжительности менее
длительны, чем игрыпутешествия. В основе их лежат действия с предметами, словесные
поручения, игрыпредложения, игрызагадки, игрыбеседы.
3) Игрыпредположения. Перед детьми ставится задача и создается ситуация,
которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется
мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
4) Игрызагадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать,
делать выводы.
5) Игрыбеседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к
активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать
вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное,
высказывать суждения.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке:
сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности,
вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали
максимум радости, наслаждения.
Существуют основные требования к содержанию игровой деятельности:
1.Соответствие игры теме и целям урока.
2. Углубление, расширение, закрепление знаний.
3.Соответствие возрастным особенностям детей.
Таким образом, цель дидактических игр – облегчить учащимся переход к учебным
задачам, стимулировать познавательный интерес к данному предмету. Сказанное позволит
сформулировать основные функции дидактических игр:
Обучающая игры ускоряют процесс усвоения учебного материала.
Развивающая в играх развиваются воображение, память, внимание, мышление,
творческие способности школьника.
Воспитательная игры влияют на различные черты характера (организованность,
ответственность, справедливость, самостоятельность).
Мотивационностимулирующая игра создает условия для возникновения и
усиления познавательных мотивов, развития интересов, формирует положительное
отношение к учению, активизирует познавательную деятельность.
Коммуникативная в игре происходит разноплановое субъектное, вербальное и
невербальное общение игроков одной команды (сотрудничество), соперников
(состязание).
Рефлексивная в игре ученик лучше познает себя в сравнении с другими,
вынужден контролировать и анализировать свои действия, находить и исправлять свои
ошибки.
Игры, используемые на уроках обучения грамоте, способствуют и выполнению
важных методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими
материала;
тренировке учащихся в выборе нужного варианта.
Занятия должны в большей степени носить игровой характер. В связи с этим, нужно
сказать об обязательном использовании в добукварный период и, в дальнейшем, при
обучении грамоте, разнообразного наглядного и дидактического материала: натуральных
предметов, игрушек, макетов, картинок (предметных, ситуативных, сюжетных),
настольных игр (картинных лото, домино, мозаик). Применение наглядных пособий
должно быть подчинено задаче урока, от которой зависит их количество, место и время
демонстрации.
С точки зрения языкового содержания можно выделить следующие игры,
используемые на уроках обучения грамоте: грамматические, лексические, фонетические и
орфографические.
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению
грамматики. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических
структур, требующая многократного их повторения, утомляет своим однообразием,
внимание становится рассеянным и вопреки воле переходит на чтонибудь другое, а
затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Если мы хотим
сосредоточить внимание детей на определенном объекте, то необходимо постоянно
открывать в нем все новые и новые стороны.
В этом случае учителя многие грамматические упражнения заменяют играми. Также
грамматические игры помогут сделать скучную работу более интересной и
увлекательной.
За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие
"строить" фундамент речи. Так как необходимой составной частью подготовки к
обучению грамоте является развитие речи учащихся, когда предметом их внимания и
осознания становится слово и предложение в целом: уточняется и обогощается словарный
запас, формируется и совершенствуется целенаправленность высказываний, внятность и
выразительность речи.
Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе
формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых
и произносительных навыков в какойто степени способствуют орфографические игры,
основная цель которых освоение правописания изученной лексики.
Эффективность учебной деятельности зависит от двух главных составляющих:
умения учителя управлять вниманием своих учеников и умения научить учеников
владеть процессом планирования своего внимания. Место игры в структуре урока
обучения грамоте зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Необходимо
продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке:
Например, в начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей и
стимулировать активность; в середине урока дидактическая игра должна решить
задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер.
Выводы. Таким образом, дидактическая игра – это сложное многогранное явление.
В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и
навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоциональноволевая
сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал
увлекательным. Именно поэтому через дидактическую игру быстрее познаются
закономерности обучения, происходит формирование устойчивого интереса к обучению и
развитие познавательных процессов, в том числе и внимания.
Литература:
1. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе.
Методическое пособие с электронным приложением./ Сост. Е.С.Галанжина.М.: Планета,
2010 /
2. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр,
упражнений, физкультминуток (14 классы) / В.И.Ковалько. М.: Эксмо, 2007 /
3. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986
4. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические
рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002
5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа.
РостовнаДону, 2004.
6. Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987
Дидактическая игра - это еди-ная система воздействия, ко-торая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у ребенка познавательный процесс, совершенствовать интел-лектуальные умения и навыки, воспиты-вать сознательное поведение. Дидактическая игра пред-ставляет своеобразный способ обучения. Игрушки, используемые в такого рода занятиях, предназначены для развития психических функций и качеств, для воспита-ния цельной личности.
Игры - незаменимые спутники детства. В игровой деятельности дети претворяют свои впе-чатления от окружающей среды с по-мощью вспомогательных средств, являющихся одним из условий непрерывного развития. Игрушки удовлетворяют потребность малышей в разнообразных ви-дах деятельности. Развлекаясь, они не только своеобразным образом отражают общественный опыт взрослых, но и выполняют физические и умственные упраж-нения, стимулируя собственное становление. Именно потому для педагогов и родителей дидактическая игрушка может и должна превратиться в «орудие» воспита-ния. Для малыша игра равносильна учебе. Бла-годаря ей он обретает умение, сноровку, полезные навыки. Игра вводит ребенка в большой мир, намно-го легче усваивает первоначальные сведе-ния, привыкает думать, анализировать яв-ления окружающей действительности.
Классификация дидактических игр
- Игрушки, которые ясно и наглядно отображают качества предметов.
Они рас-ширяют диапазон восприятия непосред-ственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, вос-приятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.
- Игрушки способствуют умственному созреванию.
Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.
- Игрушки расширяют знания о природе и общественной жизни.
Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях.
Классификация игр для детей разного возраста
Совершенно понятно, что каждому возрастному этапу присущи свои игровые потребности, которые определяются психофизическими особенностями ребенка.
Развитию малышей в возрасте трех-четырех лет способствуют подвижные игры которые помогают выработать критерии цвета, формы размера. Сюда относят куклы с разноцветными деталями одежде, пестрые кольца для нанизывания, стыкования, сборки. Интеллектуальный опыт ребят обогатят всевозможные наборы конструирования из двух-трех деталей. В этой категории также включены так называемые складные картинки с изображением бы-тующих в обиходе предметов. Они сосре-дотачивают внимание, обостряют наблю-дательность. Запас сведений о природной и общественной среде увеличат различно-го вида лото с рисунками домашних жи-вотных, а также моментов некоторых ви-дов деятельности.
Для четырехлетних-пятилетних ребяти-шек игрушки, само собой разумеется, дол-жны быть сложнее.
Они проектируются и вырабатываются с таким расчетом, что-бы навести на мысль о подразделении предметов по окраске, очертаниям, габа-ритам. Умственная практика предпола-гает оперирование комбинированными игрушками из четырех, пяти и более час-тей. А оно в свою очередь создаст зачат-ки элементарной математической грамо-ты, подтолкнет к формированию, соотне-сению, классифицированию. Во время иг-ры малыши подробно усваивают многие черты обитаемого пространства. Для рассматриваемой возрастной категории под-ходят игры, требующие группирования предметов около какого-либо одного образца - эталона.
В качестве примера можно взять игрушку „Клоун“, которая кон-центрирует внимание, заставляет сосредоточиться. Очень полезно составлять и раскладывать по порядку картинки - за-нятие с благоприятным воздействием на формирование логически правильной речи. Особый интерес вызывает у детворы „Геометрическое домино“, задуманное как пособие для овладения пространственны-ми формами и соотношением тел и фи-гур.
Оно ускоряет ответные реакции, реф-лексы, приучает к усидчивости.
Для детишек старше пяти лет главный ин-терес уже представляет сама по себе умственная задача и внимание в основ-ном привлекает ее качественное решение. Сообразительность, находчивость, лю-бознательность разовьют многочислен-ные разновидности домино, лото, такие игры, как „Кому сколько“, „Играю и считаю“ и прочие.
В шесть лет девочка или мальчик стано-вятся учениками. Но, несмотря на «серьезный» возраст, игра все еще продол-жает оставаться важным эмоциональным стимулом для плодотворного обучения. Существенное место в эту пору детства занимают так называемые программные игры, способствующие расширению кру-га знаний, закрепляющие информацию, полученную из области науки, техники, искусства, спорта.
Дидактические игры для среднего школь-ного возраста, между 9 и 14 годами , имеют воспитательный характер как в умствен-ном, так и в нравственном плане. Для раз-вития логического мышления положи-тельное значение приобретают игры типа головоломок. Электронные викторины развивают и закрепляют знания о приро-де и обществе. Немаловажную роль для нравственного воспитания ребенка приоб-ретают состязательные игры.
Умело подобранные и вовремя преподне-сенные ребенку содержательные игры расширяют и обогащают его кругозор, спо-собствуют вырабатыванию полезных черт характера, необходимых для формирова-ния всесторонне развитой гармонической личности.
Дидактические игры в экологическом воспитании детей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.
В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к природе.
ХХI век прогнозировали как информационно-экологический. Это, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора, «позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающего поколения».
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическое воспитание - предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять знания в практическойдеятельности.
Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомится с данной закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Итак, на протяжении дошкольного возраста игра проходит этапы своего развития. Благодаря своему разнообразию, она действительно становится ведущей деятельностью. Дидактическая игра позволяет достигать целевых ориентиров, обозначенных в п.4.6 ФГОС: ребёнок интересуется окружающими предметами другими предметами, и активно действует с ними; овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; способен к волевым усилиям; проявляет любознательность; формируются предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования (ФГОС п.4.7).
О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединить их».
Дидактическая игра
- явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Планируя свою работу руководствуюсь следующими педагогическими идеями.
Идея сотрудничества (дети-педагог-родители)
Идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);
Идея опережающего развития;
Идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
- идея личностно - ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, апплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме определила для себя задачи:
Учить детейосознавать себя частью природы.
Воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий.
Учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
-воспитывать у детей активную жизненную позицию.
Формировать у дошкольников азы экологической безопасности.
Формировать умение рационально использовать природные богатства;
-формировать у детей эмоционально - положительное отношениек окружающему миру.
Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности: взаимодействие с детьми; взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе - в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников выстраиваю в сочетании с программой «Развитие+», парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно - тематическое планирование для детей 6 - 7 лет, включающее в себя НОД по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники. Подобрала и систематизировала разные виды игр: подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память; настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы; словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции; творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.
Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мною ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
2. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.
3. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М., 2005 г.
5. Леонтьев А.А. Школа 2100.
6. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.
7. Морковская М.М. Уголок природы в детском саду.