Игровой портал - AlawarsFree

Карамболь от борта. Карамболь — бильярдная игра Правила игры в карамболь бильярд

Карамболь - разновидность игры в бильярд, при которой не нужно забивать шары в лузы (чаще всего используются бильярдные столы без луз) . Эта одна из старейших французских игр популярна и сегодня.

Существует несколько разновидностей игр:

  • Открытая партия,
  • Кадре 41/1,
  • Кадре 72/2
  • Карамболь от одного борта,
  • Карамболь от трех бортов,

    Пожалуй, главная особенность пятиборья заключается в том, что все пять игр - “Открытая партия”, “Кадре 47/1”, “Кадре 74/2”, “Карамболь от одного борта” и “Карамболь от трех бортов” - проводятся карамбольном столе без луз.

    Карамболь от трех бортов

    Самой сложной в пятиборье и одной из наиболее престижных в мировом бильярде игр считается “Карамболь от трех бортов”, или в буквальном переводе “Трехбортовый бильярд”. Эта игра требует от спортсмена высочайшей техники владения шаром и совершенного геометрического мышления. С нее мы и начнем рассказ о европейском карамболе.

    Игра ведется тремя шарами - красным, желтым и белым. Последние два - битки. Каждый партнер на протяжении всей игры играет только своим битком. Смысл игры заключается в том, чтобы биток игрока, выполняющего удар, коснулся любого из двух других шаров, затем отразился как минимум от трех бортов (отсюда и название игры), а потом попал во второй шар. Возможен и иной вариант удара вначале касание битком трех бортов, а затем карамболь по обоим шарам, однако, во всяком случае до столкновения со вторым шаром, биток должен непременно совершить обход не менее трех бортов бильярда.

    За каждый успешно выполненный карамболь игрок получает одно очко. В случае неудачи право на удар переходит к сопернику. Игра ведется до пятнадцати очков, а общий счет партий - до трех побед Если первым 15 очков набрал игрок, начинавший партию, его соперник имеет право на завершающую серию ударов, так что результатом партии может быть и ничья.

    Право первого удара разыгрывается весьма оригинально. Шары устанавливаются на бильярде. Оба игрока одновременно бьют по биткам так, чтобы, отразившись от дальнего короткого борта, шар вернулся к ближнему. Тот, чей шар встанет ближе к короткому борту, у которого находятся в момент розыгрыша игроки, и начнет игру. Если шары встали одинаково, розыгрыш повторяется. При этом ни в коем случае нельзя задевать красный шар. Касание его автоматически означает проигрыш розыгрыша.

    В начале игры шары выставляются в позицию, и первый удар проводится битком обязательно по красному шару. Правила игры, в сущности, немногочисленны. Если при ударе чужой шар вылетает за борт, он просто выставляется на свою первоначальную точку без каких-либо последствий для бьющего. Вылет за борт своего шара влечет переход права на удар к сопернику, который начинает серию из начальной позиции. Кроме того, бьющий может потребовать восстановления начальной позиции и в том случае, если его биток встал вплотную к красному шару.

    Соревнования по “Карамболю от трех бортов”, ежегодно проводящиеся в рамках Мирового кубка по бильярду, собирают множество поклонников этой красивой, зрелищной и динамичной игры, а сам Кубок по праву считается наиболее престижной наградой в мировом бильярде.

    Открытая партия

    Играется до 500 очков. Карамболь здесь разрешается делать произвольно - касание битком борта стола не обязательно. Каждый успешный удар приносит одно очко. Однако, когда все три шара в процессе игры соберутся в одной из угловых запретных зон, бьющий может сделать карамболь только один раз. Если после карамболя хотя бы один шар не вышел за пределы зоны, право на удар переходит к сопернику.

    Кадре 47/1

    Игра ведется на столе, расчерченном на девять зон (см. рис. 4). Сторона квадратов в углах стола составляет 47 сантиметров. Играть шарами, собравшимися вместе в одной из зон, так же как и в открытой партии, можно лишь один раз. Чтобы не прервать серию, игрок должен позаботиться о том, чтобы к следующему удару зону покинул хотя бы один шар.

    Кадре 74/2

    Эта игра весьма схожа с предыдущей. Стол здесь делится на шесть зон (рис. 5), внутри которых допускается два карамболя.

    Карамболь от одного борта

    Название игры говорит само за себя: перед столкновением со вторым шаром биток должен по меньшей мере один раз отразиться от борта.

    Во всех этих играх право на первый удар разыгрывается так же, как и для “Карамболя от трех бортов”, а начальная позиция несколько отличается - шары выстраиваются в линию.

  • Карамболь — это вид игры на бильярде. Это и определение удара, когда биток (шар, по которому наносится удар) последовательно соударяется с двумя прицельными шарами.
    Игра в бильярд Карамболь и нижеследующие правила (для столов, шаров и оборудования) соответствуют описанным в спецификации оборудован. ВСА стандартам.
    Шары, используемые в игре Карамболь , один красный шар и два белых. Каждый игрок имеет свой белый шар, служащий при выполнен. удара битком. Красный же шар битком не может быть.
    В качестве отличительных примет для битков служит помета на каждом из них: две или три точки.
    Игра «Карамболь» с 4 шарами использует 4 шара.
    Правильным будет считаться удар по битку, если наносится наклейкой кия. Игрок, выполняющ. удар, выбирается следующим образом:
    1. Процедурой раската (именно только раскат применяется на официальн. соревнованиях).
    2. Жребием.
    Тот игрок, который выиграл жребий или раскат, производит сам начальн. удар или уступает его противнику.







    Раскат, т.е. розыгрыш начальн. удара в игре «Карамболь».

    На заднюю отметку выставляется красный шар (составляет исключение игра Карамболь с 4 шарами). Осуществляется удар из-за передней линии «с руки». Слева становится один игрок, справа по отношению к передней отметке — другой. Производятся удары одновременно, направляясь к задн. борту и обратно к борту переднему. Выигрывает право перв. удара тот игрок, чей биток ближе остановится к переднему борту. Заднего борта шар должен хоть однажды коснуться. Во внимание не принимаются иные бортовые соударения. Автоматически проигранным считается раскат, если:
    1. Шар оказался на половине стола соперника.
    2. Шар не коснулся задн. борта ни разу.
    3. Шар выскочил за пределы стола.
    4. Шар дотрон. до красного шара.

    Процедура раската повторяется ещё раз, если у обоих игроков есть нарушения (смотри выше) или судье трудно определ., какой из шаров ближе. При раскате игроки ударяют в одно и то же время (абсолютной синхронн. может и не быть).

    Выбор битка в игре «Карамболь».

    Тот, кто выиграл раскат, имеет право выбир. биток (помеченн. или сплошь белый). Этим битком он и будет в течение всей игры пользоваться. В качестве битка при нечётном количестве игроков используется шар, не бывший «битком» при предыдущем ударе (является исключением игра «Карамболь с 4 шарами», в которой по иной схеме расставляются шары).

    Первый прицельный шар в игре

    Тот, кто осуществляет начальный удар, должен сперва коснуться красного шара, а после этого — битка соперника. Ошибкой считается, если биток сначала всё-таки коснулся битка противника. В этом случае серия для играющего завершается, набранное же очко не засчитывается (будет исключением игра «Карамболь с четырьмя шарами»). Последовательность соприкосновений с красным (а в игре «Карамболь с четырьмя шарами») и белым шарами неважна при всех последующих ударах. В следующих ударах первым прицельным шаром можно выбирать и красный шар (розовый в игре «Карамболь с четырьмя шарами»), а также биток соперника. «Красный шар» — исключение.

    Нога на полу при игре Карамболь.

    Во время соприкосновения битка и наклейки (т.е. в момент удара) одна нога играющего должна стоять на полу, иначе удар будет признан фолом. Размер, форма и способ ношения обуви должны быть оптимальными.

    Вы когда-нибудь задумывались, как вы воспринимаете внешний мир? Прежде всего вы должны начать с себя и понять самого себя в этом мире.

    Удар во время движения шаров

    Если при выполнении удара любой другой шар на столе движется, то выполняемый удар считается нарушением. Шар, вращающийся на месте, движущимся считается.

    Завершение удара.

    До тех пор удар считается не завершённым (а значит и не засчитанным), пока шары на столе не остановятся (все, даже вращающиеся на месте).

    Фол при соприкос. шаров.

    Удар не засчитывается (т.е. будет нарушением), если биток, находящийся в игре, и любой прицельный шар соприкоснётся с чем-нибудь (одеждой, мелком, телом и т.д.) кроме наклейки кия, соприкосновение которой с битком при выполнении правильного удара допускается только один раз.

    Фол при двойном ударе в игре Карамболь.

    Нарушением считается, если в течение удара наклейка кия касается битка долее одного раза. Решение судьи о том, что наклейка кия соприкасалась с битком во время его прикосновения к прицельному шару — считается фолом.
    Если по мнению судьи (а он исходит из характера позиции шаров, их поведения, звука во время удара было два раздельных соприкосновения битка и наклейки кия, то такой удар считается нарушением.

    Фол при пропихе

    Если в процессе удара биток наклейкой кия пропихивается так, что соприкосновение продолжается больше мгновения, которое соответствует обычному удару, то такой удар считается нарушением. Удар будет считаться фолом, если во время него игрок протолкнул или пропихнул наклейкой кия биток.

    Выскочивший биток.

    Если после удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола — то это нарушение.

    Общие правила при фоле.

    Наказания за нарушения в разных играх отличаются. Однако ряд общих правил всё-таки существует:
    -У того, кто нарушил правила, серия заканчивается.
    -Не засчитываются ранее набранные очки.

    Неправильный перескок в игре «Карамболь».

    Расценивается как нарушение, когда игрок при нанесении удара ниже центра битка («подбрасывании» или «подковыривании» битка) отрывает его от стола, чтобы обойти мешающий шар. Такой прыжок вызывается случайно и не всегда считается фолом, но когда в течение удара наконечник или шафт касается битка, это считается всё-таки фолом.

    Наказание при умышленном фоле.

    Удары по битку, который находится в игре, наносятся только наклейкой кия (наконечником, шафтом и т.д.) и ничем более. Согласно правил такие удары — нарушение.
    Если же удар наносится умышленно, судья предостерегает игрока и предупреждает, что, повторяя аналогичное нарушение, он проиграет и ему будет засчитано поражение.

    Самопроизвольно двигающиеся шары в игре «Карамболь».

    Шар, который катится, поворачивается, сдвигается или по-другому двигается самопроизвольно, должен быть оставлен в сложившейся позиции. Затем игра продолжается.

    Ответственность игрока за нарушение правил в игре

    Если игрок принёс мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или использует другие предметы рядом со столом, то он несёт за них ответственность. Бывает что игрок сбивает наконечник машинки или роняет мел. В случае касания таким предметом любого шара, который находится в игре, игрок тоже несёт ответственность.

    Выскочившие шары.

    Выскочившими считаются шары, которые после удара вышли за пределы поверхности стола (борт, пол). В процессе игры шары иногда выскакивают на поверхность борта. Если же они самостоятельно, не коснувшись какого-нибудь предмета, не являющегося частью стола, вернулись на игровую поверхность, то считаться выскочившими они не будут.
    А если шары коснулись, например, крепления светильника, мелка на борте и т.п., то есть коснулись чего-нибудь, не являющегося поверхностью стола, их считают выскочившими, хотя они самостоятельно вернулись на поверхность стола. После того как шары на столе остановятся, выскочившие шары выставляются (см.п. «Выставление выскочивших шаров»).

    Вмешательство, которое не вызвано игроком.

    Если во время созтязания произошло перемещение шаров, не вызванное игроками (даже когда игрока толкнут, в результате чего положение шаров изменится), то прежняя позиция максимально точно восстанавливается. Штраф не налагается. Игра продолжается. В официальном соревновании судья сам восстанавливает положение шаров. В случае любых воздействий стихии (ураганы, землятрясения, отключение электричества) это правило тоже действительно.

    Определение правильного отыгрыша в игре Карамболь.

    Если после соприкосновения битка с прицельным шаром хоть один шар доведён до борта, отыгрыш будет выполнен правильно. Впрочем, по правилам игры «Трёхбортный карамболь» преднамеренные отыгрыши запрещаются (по версии Ассоциации Соединённых штатов (USBA).

    Ограничение на количество отыгрышей.

    Выполнять подряд несколько преднамеренных отыгрышей нельзя. Если отыгрышем закончилась последняя серия, то игрок обязан в начале следующего игрового подхода сделать попытку результативного удара. Будет нарушением это правило не выполнить. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь» требования данного пункта неприменимы.)

    Удар после отыгрыша

    Если игроком выполняется преднамеренный отыгрыш или совершается нарушение, то этот игрок должен выполнить «удар после отыгрыша» в начале следующей серии, т.е. стремиться к результативному удару. Фол объявляется игроку, который вновь начинает отыгрыш. Объявление фола в этом случае не зависит от того, были соблюдены или не были соблюдены условия правильного отыгрыша. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь по версии Бильярдной Ассоциации Соединённых штатов требования этого пункта не применяются).

    Выставление выскочивших шаров.

    Биток выставляется на переднюю отметку, если он выскочил.
    Если передняя отметка занята, то на заднюю отметку выставляется, а если и она занята, то на среднюю выставляется.
    Если белый прицельный шар выскочил, он выставляется на переднюю отметку. (Если она занята, то биток на заднюю отметку выставляется, если и она занята, на среднюю выставляется).
    Если красный прицельный шар выскочил, то он на заднюю отметку выставляется. (Если же она занята, шар на переднюю отметку выставляется, если и она тоже занята, то на среднюю).
    В случае выскакивания и прицельного шара, и битка, первым выставляется биток, за ним прицельный шар (по выше описанным правилам).
    При выскакивании обоих прицельных шаров они выставляются соответственно выше описанным правилам.
    Если отметка предназначена для выставления какого-нибудь прицельного шара, а её занимает биток, то выставляется сначала тот прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий выставляется по правилам, описанным выше.

    Виды карамболя.

    1. Однобортный.

    Цель игры — раньше противника набрать определённое количество очков.
    а) биток коснулся хоть одного борта, а потом последовательно двух прицельных шаров.
    б) биток коснулся прицельного шара, потом борта, а затем другого прицельного шара.
    В случае ошибки списывается со счёта игрока одно очко. Позволяется продолжить подход при результативном ударе.

    2. Трёхбортный.

    Цель аналогична цели однобортного карамболя.
    Результативным считается удар, если
    а) биток коснулся трёх бортов (как минимум), а потом последовательно коснулся двух прицельных шаров.
    б) биток коснулся прицельного шара, потом трёх бортов, а затем другого прицельного шара.
    в) биток коснулся борта, затем прицельного шара, потом ещё двух бортов, а после этого другого прицельного шара.
    г) биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем ещё одного борта, а после этого другого прицельного шара.
    Фол объявляется, если после удара несколько шаров (или один) выходят за пределы стола. Выполняя умышленный отыгрыш (при условии, что прицельный шар стоит вплотную к борту), нужно, чтобы после соударения прицельного шара и битка, каждый из них коснулся борта (биток — любого, а прицельный шар до другого борта дошёл).
    Продолжить подход можно после результативного удара. Право удара переходит к противнику, если игрок ошибся. При этом очки не списываются со счёта.

    3. Открытая партия.

    Особенности открытой партии.
    Касание битком бортов не обязательно при соударении шаров. Одно очко начисляется за результативный удар. В треугольных зонах, очерченных в углах стола, можно сделать только один карамболь, после чего производится обязательно удар, за которым биток партнёра или красный шар должен покинуть эту зону для продолжения серии ударов. Удар переходит к противнику, если шар не покинул зону. При этом не взимается штраф.

    4. Кадре 47/1.

    Особенности.
    На столе 9 зон: три зоны — прямоугольные и у коротких бортов (сторона 47 см) — шесть квадратов. Собравшимися в каждой зоне шарами производится только один карамболь., потом биток или красный шар соперника зону должен покинуть. Шар, который покинул зону, имеет право вернуться для продолжения следующего карамболя (одного) в ту же самую зону.

    5. Кадре 74/2.

    Особенности.
    На столе 6 зон: стол делится вдоль длинных бортов пополам одной линией. Параллельно коротким бортам (на расстоянии 74см) проходят ещё две линии. Разрешается выполнить два карамболя подряд в каждой из зон.

    6. Артистический карамболь.

    В этой игре требуется, чтобы количество и последовательность соударений битка с бортами и прицельными шарами были строго определены для конкретного случая. Определена позиция шаров для каждого удара. На стол можно (в некоторых положениях) выставлять одну или несколько фишек, чтобы определить траекторию движения шаров.
    Позволяются три попытки игроку для осуществления удара. Если шар успешный, то начисляется от 4 до 11 очков (количество очков зависит от степени сложности). В результате случайной выборки из 76 обязательных позиций определяются позиции для любого состязания. Удар окажется неудачным (хотя все условия и выполнены), если после удара один из шаров выйдет за пределы стола.

    Успех ударов во многих позициях объясняется применением редких приёмов (удары массе, экстремальные резки). Их-то как раз не применяют в других играх бильярдных, в иных видах карамболя. Удары эти похожи на трюки. Они очень артистичны. Вот поэтому и назвали карамболь артистическим.
    По данной игре проводятся чемпионаты мира, начиная с 1986 года. Максимальное количество очков (447) набрал бельгиец в 2006 году. В 2008 году состоялся чемпионат в Бельгии. В финале игрок Хаси Арап Яман (Турция) победил в пятисетовом матче титулованного Хавьера Фонеллосу. (Испания).


    Увеличить размер игры

    Французский карамболь

    Всё, что делают французы, имеет налёт шарма, изысканности, утончённости. Не является исключением и их национальная разновидность бильярда. В этом вы можете убедиться, сыграв в симулятор Французский карамболь. Сразу стоит отметить достаточно высокий уровень сложности этой онлайновой игры. Дело в том, что создатели ввели жёсткое временное ограничение. И дающихся двух минут хватит далеко не каждому, чтобы забить все выставленные на стол цветные шары в лузы (да-да, это не традиционная безлузовая версия карамболя, а оригинальная вариация). Просто и понятно, тут есть бильярд восьмерка бесплатно в онлайне.

    По правилам все шары должны класться в строго определённом порядке. Так, под номером 1 всегда идёт жёлтый. Но, вам не надо запоминать эту последовательность, поскольку тот шар, чья очередь сейчас быть забитым, подсвечивается, поэтому случайную ошибку вы не допустите – разве что, собственное мастерство подведёт. И ещё одна особенность данной игры: сила удара кия набирается очень медленно, а затем также вальяжно и неторопливо катятся шары. А время тем временем идёт, все приближая твой проигрыш. Впрочем, всё это можно отнести, что называется, на «отговорки для бедных». Ведь настоящий мастер должен выигрывать в любых условиях, не так ли?

    Бильярд (фр. billard, от фр. bille - шар) - собирательное название игр, сутью которых является передвижение шаров по бильярдному столу с помощью кия.

    Долгое время считалось, что родиной этой весьма древней игры является Англия, и что именно в эту страну азиатские купцы завезли незамысловатую игру в шары, которую англичане с успехом усовершенствовали. Кроме того, по мнению некоторых ученых, слово бильярд происходит от сочетания двух английских слов: ball - "мяч" и yard - "двор", "надворье". Позже предположили, что бильярд впервые появился в Китае. Однако археологи доказали, что еще в 1500 году до нашей эры игра, напоминающая бильярд, была известна в Древнем Египте, откуда и распространилась по всему миру.

    Вначале играли в бильярд только избранные - коронованные особы, знатные вельможи. Королева Шотландии Мария Стюарт обожала эту игру, Карл IX способен был играть в бильярд сутки напролет, и лишь сильная усталость могла заставить монарха завершить партию. А Генрих III приложил немало усилий, чтобы "благородная бильярдная игра" стала известна знатным господам в Англии, Германии, Испании, Италии. Однако лишь в период правления французских королей Людовика XIII и Людовика XIV бильярдные столы стали устанавливаться в общественных местах, что, кстати, приносило государству немалый доход.

    Существует несколько разновидностей бильярда:

    Карамболь (французский бильярд) - игра ведется за столом без луз, длина которого - 2,84 м, ширина - 1,42 м (±5 мм). Игровая поверхность, ограниченная резиновыми бортами, представляет собой грифельную плиту (толщина которой составляет не менее 45 мм), покрытую сукном из стопроцентной шерсти зеленого цвета. В комплект для карамболя входит три шара (диаметр которых составляет от 61 до 61,5 мм, а вес - от 205 до 220 гр.): белый биток, красный прицельный шар и белый биток с красными или черными точками (либо однотонный желтый шар). Выделяют однобортный, трехбортный, артистический карамболь, кадре 47/1, кадре 74/2, открытую партию.

    Русский бильярд - разновидность лузного бильярда, предполагающая соблюдение особых требований к оборудованию для игры (крупные шары, диаметр которых (68-68,5 мм) незначительно уступает размерам створа лузы (угловая - 72-73 мм, средняя - 82-83 мм)). Все шары цвета слоновой кости, биток желтый или же красного цвета. Столы покрыты зеленым сукном с нанесенной разметкой. Разновидности русского бильярда:
    "Американка" - игра ведется 16 шарами, причем любой из них может быть как битком, так и прицельным шаром;
    "Московская пирамида" ("сибирская" или "комбинированная"), появившаяся в России во времена Петра I, отличается от других лузных бильярдов сравнительно строгими лузами и игрой на "свои" шары. Выделяют также комбинированную, динамичную, классическую, большую и малую русскую, Невскую пирамиды, пирамиду-подкатку, Арктику и т.д.

    Снукер (от англ. snooker - "курсант первого курса Британских войск", аналог русского "салага") - разновидность бильярдной игры, широко распространенная в Великобритании. Считается, что данный вид бильярда был изобретен в 1875 году полковником британских колониальных войск Невиллом Чемберленом. На игровом столе располагается пирамида из 15 красных шаров, белый биток и 6 цветных шаров, находящихся на определенных отметках. От других видов бильярда снукер отличается значительными размерами стола, определенной геометрией губок луз и довольно сложными правилами. Например, просто попадания шара в лузу недостаточно - после очередного удара биток должен находиться в такой позиции, из которой будет удобно забивать следующий шар.

    Пул (от фр. poule, "банк, пуля, ставка") или американский бильярд - разновидность лузного бильярда, появившаяся в 1857 году, когда американец ирландского происхождения Майкл Фелан изобрел лузы нового типа. Игра в пул ведется на стандартных столах с лузами соответствующей формы, комплект шаров состоит из битка белого цвета и 15 пронумерованных разноцветных шаров. Сущствует несколько разновидностей пула: пул-7, пул-8, пул-9, пул-10, стрейт, ротация, в одну лузу.

    Мифы о бильярде

    В Европе первой начала играть в бильярд Англия. Действительно, долгое время считалось, что бильярд возник в Англии, или, по крайней мере, был впервые завезен именно в эту страну. Но недавние находки археологов опровергают этот факт, неопровержимо доказывая, что родиной вышеупомянутой игры является Древний Египет. В Европу бильярд был завезен рыцарями, которые участвовали в крестовых походах (Х-ХI вв.). Поскольку большинство рыцарей были французами, именно Франция первая в Европе познакомилась с новой и весьма интересной чужеземной игрой.

    К науке бильярд не имеет никакого отношения. Попытки исследовать математический базис бильярдной игры предпринимались неоднократно. Например, в 1835 году Гаспар Густав Кориолис написал книгу "Theorie mathematique du jeu de billard" ("Математическая теория явлений бильярдной игры"). Однако работа Кориолиса, в которой автор использовал элементы теории вероятностей, теории пределов и общего анализа, не заинтересовала ни игроков, ни математиков. Лишь через 150 лет теория биллиардов стала неотъемлемой частью эргодинамической теории и теории динамических систем, соединяя дифференциальные уравнения, геометрию, теорию вероятностей. Математик Гельперин создал способ определения числа с помощью биллиарда, исследованиями в данной области занимались также Альхазен, Гарднер, Штейнхауз. Кроме того, теория биллиардов связана с газовой динамикой, аналитической механикой и т.д.

    Играя в бильярд, здоровье не поправишь - ведь эта игра не предполагает большой подвижности. Действительно, сверхподвижности от бильярдиста не требуется, но, например, правильную осанку бильярд поможет выработать, при этом избегая чрезмерной нагрузки на сердце и легкие. Подсчитано, что игрок, сам того не замечая, за время партии проходит около 2-3 км, при этом не ощущая ни усталости, ни особого напряжения. Кроме того, эта игра способствует развитию глазомера, координации и четкости движений, находчивости, скорости реакции.

    Навыки, приобретенные во время игры в бильярд, в жизни неприменимы. Совершенно ошибочное мнение. Ведь кроме вышеупомянутого положительного воздействия на физическое тело (результатом которого является прекрасное самочувствие в повседневной жизни) бильярд способствует выработке у игрока спокойствия, хладнокровия, уравновешенности, умению концентрировать свои усилия на достижении поставленной цели. Здесь же человек может научиться правильно проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя при неудаче. Кроме того, бильярд - прекрасный способ снятия накопившегося нервного напряжения.

    Пул назван так потому, что шары движутся по столу со скоростью пули. На самом деле слово "пул", являющееся производным от французского "poule", имеет несколько значений: "банк", "пуля", "ставка". Однако этот термин изначально никакого отношения к лузному бильярду не имел. Все дело в том, что бильярдные столы часто устанавливались в "pool room", то есть, в тех местах, где принимались ставки (например, на ипподромах), видимо, с целью дать возможность посетителям скоротать время между заездами. В наши дни об этой странице истории американского бильярда, давно обретшего популярность, напоминает лишь его название.

    Шары для игры в бильярд могут быть окрашены только в белый, желтый или красный цвет, да и количество их для разных видов бильярда примерно одинаковое. Это не так. Если для карамболя достаточно трех шаров, то лузные бильярды предполагают наличие на столе 15-16 шаров. Окрашиваются шары для каждого вида бильярда по-разному. Наиболее широкую цветовую гамму можно наблюдать при игре в пул: в белый цвет окрашен только биток, а пронумерованные прицельные шары окрашены в разные цвета. Первые восемь из них имеют сплошную окраску, а именно: 1-желтый, 2-синий, 3-красный, 4-фиолетовый (пурпурный), 5-оранжевый, 6-зеленый, 7-темно-бордовый, 8-черный. Остальные семь шаров белые, с центральной полосой определенного цвета, в соответствии с номером шара: 9-желтого, 10-синего, 11-красного, 12-фиолетового (пурпурного), 13-оранжевого, 14-зеленого, 15-темно-бордового.

    Лишь в наши дни бильярдные шары стали делать из искусственных материалов. Это не совсем так. Довольно долго для игры в бильярд использовали шары, изготовленные из бивней индийских слоних. Причина проста - у индийских слонов бивни больше, чем у африканских, следовательно, шаров из одного такого бивня получается больше - 4-5. Выбор бивней самок также неслучаен. Дело в том, что в бивнях слоних каналы, в которых располагаются капилляры и нервы, проходят точно по центру, а значит шар, выточенный из такого бивня, идеально сбалансирован. У самцов вышеупомянутый канал сворачивает к концу кости, потому их бивни шли на изготовление шаров второго сорта. Пока бильярд был привилегией знати, ни дороговизна, ни дефицит слоновой кости никого особо не занимали, но уже в середине XIX века начались поиски альтернативного материала для бильярдных шаров. Из природных заменителей (бивней моржей, зубов кашалотов, бегемотов, клыков диких кабанов) получались лишь второсортные шары, не отличавшиеся достаточной прочностью и сбалансированностью. Первым синтетический материал для бильярдных шаров (коллодий - нитрат целлюлозы, с добавлением камфоры) предложил изобретатель из Иллинойса Исаия Хайатс. Шары из коллодия были довольно прочными, легко окрашивались, но при сильных ударах трескались. В 1907 году шары изготовлялись из легкого, дешевого и негорючего бэйкелита, позже - из пластика. Начиная с 30-х годов прошлого века, шары для бильярда изготавливаются из фенолформальдегидной смолы.

    Во все времена бильярдный стол имел прямоугольную форму и определенные пропорции. Это не так. Игра в шары (которая, например, в Англии именовалась Pall-Mall) вначале велась на утрамбованной земляной площадке. Однако плохая погода составляла непреодолимое препятствие для игр такого рода, потому через некоторое время игроки переместились под крышу, соответственно, для продолжения забавы потребовался стол.
    Первое упоминание о бильярдном столе, найденное в инвентарной описи короля Людовика XI, относится к 1470 году. В те времена стол для бильярда представлял собой просто каменную плиту, установленную на деревянный помост определенной высоты. Но ведь поверхность камня невозможно сделать идеально ровной - едва заметные бугорки и впадины служили серьезным препятствием для движения шаров.
    Выход был найден - столы для бильярда стали обтягивать тканью (методом проб и ошибок определили, что оптимальным вариантом является сукно, лучше всего шерстяное, с определенным наклоном ворса), причем довольно прочной, дабы выдерживать постоянное механическое воздействие ударов кия и катящихся шаров. Любопытный исторический факт: один из владельцев бильярда после дня игры вынужден был заштопать на сукне, покрывавшем игровой стол, более ста дыр.
    В то же время совершенствовались формы бильярдных столов. Вначале столы для бильярда были круглыми, квадратными, шестиугольными, восьмиугольными, причем самых различных размеров. Однако большая часть вышеупомянутых вариантов была отвергнута по причине неудобства для игроков, и, в конце концов, была выбрана наиболее удобная форма бильярдного стола - прямоугольная, и оптимальные пропорции - длина стола в два раза больше его ширины. Именно такие пропорции, например, в лузном бильярде позволяют равномерно расположить 6 луз, легко достать шар из центра стола и т.д.

    Сукно для бильярдных столов должно быть только зеленого цвета. Действительно, изначально был избран именно этот цвет сукна. Исследователи объясняют такой выбор несколькими причинами. Во-первых, цвет сукна напоминал зеленую лужайку, во-вторых, роднил бильярд с другими азартными играми, распространенными в те времена и проводящимися чаще всего за столами зеленого цвета. В наше время цвет покрытия бильярдного стола может быть не только зеленым, но и черным, коричневым, синим, красным, золотисто-желтым, цвета морской волны и т.д.

    Чтобы научиться играть в бильярд, достаточно просто некоторое время гонять шары по столу - при наличии таланта умение придет само. Безусловно, способности к тому или иному виду деятельности чрезвычайно важны, однако не менее важны регулярные, и самое главное - правильно построенные тренировки. Например, отработка ударов будет, особенно на первых порах, гораздо полезнее обычной игры. При этом нужно помнить, что следует отрабатывать не только те удары, которые и так неплохо получаются, но и те, которые не получаются вовсе - только в этом случае вы сможете найти выход из любой ситуации, создавшейся в игре. Однако постоянно уделять внимание только тем ударам, которые вам не удаются, тоже не стоит - таким образом можно выработать устойчивую неприязнь к игре вообще. Оптимальный вариант - чередование ударов различного рода. Кроме того, следует постараться определить, в какую точку битка производится удар, а также уделить внимание ударам, из-за которых была проиграна партия, расчету угла, вызывающего затруднения во время игры и т.д. Также можно применить метод "прогрессивной тренировки", суть которого заключается в том, чтобы начинать с наиболее простых ударов, постепенно переходя к сложным.

    Для игры в бильярд можно одеваться, как угодно. Действительно, никаких строгих требований к внешнему виду игроков в этой игре не существует. Однако в среде бильярдистов играть в верхней одежде считается дурным тоном. Потому перед игрой следует снять пальто (куртку, шубу, плащ), шарф и шапку. Желательно также, чтобы предметы одежды (например, галстук или пиджак) не сковывали движений игрока.

    Отправляясь в бильярдный клуб, достаточно хорошо знать правила игры, чтобы стать в среде бильярдистов "своим". Безусловно, знание правил, как и игровые навыки, необходимы, но, кроме всего перечисленного, следует знать и соблюдать неписанные правила поведения в бильярдном клубе. Лишь в этом случае остальные игроки будут относиться к вам с уважением.
    Правила этикета в бильярде просты: следует проявлять уважение и к своему игровому партнеру, и к игрокам за соседним столом, и к игровой поверхности (не только ничего не следует класть на бильярдный стол, но и курить или пить над его поверхностью не нужно).
    Нельзя отвлекать вопросами или замечаниями игрока, готовящегося к удару, либо же находиться рядом с ним, стоять напротив лузы, в которую он целится, опираться на стол в том месте, куда будет направлен удар.
    Если нужно пройти мимо игрока - подождите, пока удар не будет выполнен. Недопустимо совершение каких-либо действий на столе до момента остановки шара, даже если игрок ошибся. Кстати, совершивший ошибку или нарушивший правила должен сам объявить об этом.
    Помните, что пристальное внимание к игре за соседним столом может отвлечь бильярдистов. Если есть желание понаблюдать, нужно обязательно спросить разрешение игроков. Кроме того, во время партии не приветствуются разговоры на посторонние темы.

    Самостоятельно выбрать бильярдный стол довольно сложно. Конечно, при выборе стола для игры в бильярд лучше всего воспользоваться советами специалиста, но, поскольку такая возможность есть не всегда, перед тем, как сделать покупку, следует учесть, что:
    1. Бильярдный стол может быть установлен лишь в помещении определенного размера. Потому, если у вас нет возможности выделить для бильярда свободное пространство минимум 4х5м - лучше вообще отказаться от покупки;
    2. Различные виды бильярда предполагают разные размеры стола и, соответственно - помещения, отведенного для его установки. Но если вы можете выделить в помещении свободную зону размером 5х7 м - смело устанавливайте стол для любого вида бильярда;
    3. Если вы приобрели стол небольшого размера, лучше осваивать соответствующий вид бильярда (например, пул), чем пытаться играть в русский бильярд за слишком маленьким столом, поскольку это чревато потерей интереса к бильярду вообще;
    4. Обязательно обратите внимание на то, из каких пород дерева изготовлены несущие детали стола - рамы, ноги-опоры. Лучше всего остановить свой выбор на изделии из твердых пород древесины: ясеня, красного дерева, дуба, ореха. Именно в этом случае конструкция не покоробится под воздействием влажности или перепадов температур. Несущие детали, изготовленные из древесины мягких пород (ольхи, липы, сосны) стоят дешевле, но долговечностью не отличаются;
    5. Обязательно проверьте стол на устойчивость - он не должен шататься и деформироваться;
    6. Плита стола может состоять из трех или пяти частей, швы между которыми в процессе сборки шпаклюются, затем поверхность разравнивается. Проведите по столешнице ладонью - стыки не должны ощущаться;
    7. Обязательно поинтересуйтесь, из какого материала сделана столешница. Помните, что идеально ровную поверхность, причем легко поддающуюся реставрации, можно получить только из сланца Ардезии. Более дешевые варианты обладают немалым количеством недостатков. Например, плиты из мрамора сложно поддаются шлифовке и чувствительны к повреждениям; из синтеграна (синтетического гранита) легко крошатся. ЛДСП (ламинированные древесностружечные плиты), ДСП (древесностружечные плиты), МДФ (древесноволокнистые плиты) стоят очень дешево, но быстро изнашиваются, легко деформируются, неустойчивы к перепадам температуры и воздействию влаги. К тому же шары на таких плитах создают повышенный шумовой фон, часто подскакивая из-за меньшей плотности ЛДСП;
    8. Приобретая сукно для столов (особенно для тех, которые будут установлены в бильярдных клубах), лучше всего отдать предпочтение универсальному материалу, подходящему и для пула, и для пирамиды. А вот для игры в снукер придется приобретать специальное сукно (например, Hainsworth Snooker);
    9. Чистить ворсистое сукно бильярдного стола следует вдоль волокон, пыль, собранную у бортиков, нужно сметать по направлению к лузам, через которые она удаляется со стола. Также можно чистить сукно пылесосом, желательно маломощным и без вращающихся щеток. Пятно с поверхности стола можно попытаться удалить с помощью щетки, смоченной в водке. При этом следует учесть, что одно пятно не следует чистить более пяти раз.

    – это одна из разновидностей бильярдной игры, а еще так называется удар, после которого шар (биток) по которому наносится удар кием, поочередно соприкасается с двумя прицельными шарами.

    Инвентарь для игры в Карамболь:

    Стол

    На столе для игры в карамболь отсутствуют лузы. Стандартная длинна игрового поля составляет 2840 (± 5)мм., а ширина 1420 (± 5) мм. В основе игровой поверхности стола лежит грифельная плита толщиной от 45 мм. Высота резиновых бортов ограничивающих игровое поле равна 37 (± 1) мм.

    Сукно

    Сукно для карамболя грубое, изготовленное из чистой камвольной шерсти, такое сукно дает наименьшее сопротивление качению и придаваемому вращению шара. цвет сукна, как правило, зеленый.

    Шары

    Набор шаров для карамболя состоит из трех шаров (один белый шар, один белый шар с черными или красными точками или чисто желтый шар, а также красный шар). Размер шаров для игры в карамболь равен 61 – 61,5 мм в диаметре, вес шара 205 – 220 граммов. Различие в массе между шарами из одного набора не должно превышать два грамма.

    Кии для игры в карамболь могут быть любого размера и конструкции (цельный, составной), они могут быть изготовлены из любого материала. В одной встрече игрок может играть несколькими киями.

    Общие правила игры в карамболь:

    Расстановка шаров

    При расстановке шаров шар красного цвета выставляется на заднюю отметку, биток оппонента ставится на переднюю отметку, а биток игрока выставляется на переднюю линию на расстоянии не больше 15 сантиметров от передней отметки.

    Начальный удар в карамболе

    Начальный удар должен быть выполнен так, чтобы биток вначале соприкоснулся с красным шаром. Во всех последующих ударах биток может соприкасаться с красным и белым (желтым) шаром в любой последовательности.

    Отыгрыш в карамболе

    При выполнении отыгрыша нужно, чтобы после касания битка и прицельного шара хотя бы один из них соприкоснулся с бортом. Правилами запрещено отыгрываться два раза подряд.

    Выставление шаров в карамболе

    В случае, когда биток после удара останавливается за пределами игровой поверхности стола, его выставляют на переднюю отметку, если передняя отметка занята биток ставится на заднюю отметку, если заняты и передняя и задняя отметки шар выставляется на среднюю отметку. Если после удара за пределами игровой поверхности стола оказывается белый (желтый) прицельный шар его выставляют на стол по тому же принципу, что и биток. Если после выполненного удара за пределами игровой поверхности стола оказывается красный прицельный шар, его выставляют на стол в зависимости от занятости отметок по принципу задняя отметка – передняя отметка – средняя отметка. Когда после выполненного удара за пределами игрового поля оказываются два шара (биток и прицельный шар), биток выставляется в первую очередь, а затем выставляется прицельный шар, выставление происходит по вышеуказанным правилам. В том случае, когда после произведенного удара за пределами игрового поля оказываются оба прицельных шара, их выставляют на стол в соответствии с указанными выше правилами. При этом если место одного из прицельных шаров занимает биток, то сначала выставляется тот прицельный шар, место которого не занято, а затем на среднюю отметку выставляется второй прицельный шар. Ну а в случае если после совершенного удара пределы игрового поля покидают сразу все три шара, их выставляют на стол как при выполнении начального удара.

    Биток вплотную к прицельному шару

    Когда после удара биток останавливается вплотную к прицельному шару игрок, выполняющий следующий удар может:

    — выставлять соприкасающиеся шары: красный на заднюю точку, свой биток на переднюю точку, а биток оппонента на центральную точку. Когда соответствующая отметка занята, шар выставляется на точку, которая предназначена мешающему прицельному шару;

    — выполнить удар в сторону от прицельного шара, другими словами биток должен соприкоснуться с бортом или свободным прицельным шаром, после чего соприкоснуться с прицельным шаром, с которым до этого стоял вплотную.

    Биток вплотную к борту

    Когда после удара биток останавливается вплотную к борту игрок, выполняющий очередной удар может играть от этого же борта, но если правилами предусмотрено обязательное количество соударений с бортами, то первое соударение с этим бортом не засчитывается. Все последующие соударения с этим бортом учитываются.

    Смысл игры заключается в наборе определенного количества очков быстрее своего оппонента. За каждый правильно выполненный удар игроку прибавляется одно очко. Удар считается результативным и за него начисляется очко если:

    — биток соприкоснулся, по меньшей мере, с одним бортом, после чего поочередно соприкоснулся с двумя прицельными шарами;

    — биток вначале соприкоснулся с одним из прицельных шаров, после чего отразился от борта и коснулся второго прицельного шара.

    Основные правила: Каждый результативный удар дает право на выполнение еще одного удара. За каждый не правильный удар у игрока его исполнившего забирается одно очко.

    Трехбортный карамболь

    Цель игры аналогична с игрой в однобортный карамболь.

    Удар считается результативным и за него начисляется очко если:

    — биток соприкоснулся, по меньшей мере, с тремя бортами, после чего поочередно коснулся двух прицельных шаров;

    — биток ударился о первый прицельный шар, после чего коснулся, как минимум, трех бортов, и затем соприкоснулся со вторым прицельным шаром;

    — биток ударился о борт, после чего соприкоснулся с одним из прицельных шаров, а затем, отразившись еще, как минимум, от двух бортов, коснулся второго прицельного шара;

    — биток отразился от двух бортов, ударился о прицельный шар, после чего коснулся еще одного борта и другого прицельного шара.

    Основные правила трехбортного карамболя : В том случае, когда в результате совершенного удара за пределами игровой поверхности стола оказываются один или несколько шаров объявляется штраф. При выполнении отыгрыша, когда прицельный шар расположен вплотную к борту необходимо, чтобы после соприкосновения битка с прицельным шаром тот бы дошел до другого борта или же сам биток коснулся любого борта. Результативный удар дает право на следующий удар. Если игрок совершил ошибку, право удара переходит к его оппоненту, при этом очки с его счёта не списываются.

    Открытая партия

    При ударе битку не обязательно касаться бортов. Каждый результативный удар приносит игроку одно очко. По углам стола отчерчены зоны треугольной формы, в границах одной зоны разрешается сделать только один карамболь, после чего нужно выполнить удар, при котором хотя бы один из прицельных шаров покинет эту зону для возможности дальнейшего продолжения серии ударов. В том случае если один из прицельных шаров после удара не выкатился за пределы зоны, удар переходит к другому игроку, штраф не накладывается.

    Игровая поверхность стола разделяется на девять квадратных зон (шесть квадратов 47×47 сантиметров у каждого из коротких бортов) и три прямоугольные зоны. В каждой отдельной зоне играется исключительно один карамболь собравшимися в ней шарами, при этом один из прицельных шаров обязан покинуть эту зону. Затем покинувший зону шар можно вернуть в ту же зону для игры очередного (и вновь только 1-го) карамболя. Разметка игрового поля стола на зоны во время проведения официальных турниров может быть выполнена начертанием на сукне тонких линий, но все же, на практике делается это редко. Для чисто визуального определения границ зон вполне достаточно специальных меток (бриллиантов) в виде кружков или ромбов, нанесенных на окантовку бортов стола.

    Игровая поверхность стола разделяется на шесть зон (одна продольная линия разделяет стол на две равные половины, еще две линии проходят поперек стола параллельно коротким бортам на расстоянии 74 сантиметра от них). В каждой отдельной зоне подряд разрешается играть уже два карамболя.

    Карамболь с фишками

    Карамболь с фишками весьма популярен в Италии и других средиземноморских странах. В целом, правила карамболя с фишками очень похожи на правила однобортного карамболя. Главной особенностью этой разновидности карамболя являются пять фишек используемых в игре. Фишки представляют из себя деревянные кегли 7 – 9 миллиметров в диаметре, высота фишек 25 — 30 миллиметров. Одна из фишек называется «король», она выделяется другим цветом или немного крупнее остальных фишек. Кегли устанавливаются в центре стола в форме креста (вдоль осевых линий), расстояние между фишками немного превышает диаметр шаров, в центр креста ставят «короля». Очки набираются не только по принципу однобортного карамболя, но еще и за счет сбивания при этом фишек. Больше всего очков можно заработать, умудрившись сбить «короля» не задев при этом остальные фишки. Сбитые фишки перед очередным ударом заново выставляются на стол.

    Артистический карамболь

    Артистический карамболь отличается от всех остальных видов карамболя тем, что при игре в артистический карамболь игрок обязан производить удары с четко обозначенным, для каждого конкретного удара, числом и поочередностью соударения битка с прицельными шарами и бортами. Перед каждым ударом шары на столе выставляются определенным образом. В определенных ситуациях на игровую поверхность стола могут быть выставлены одна или несколько фишек, которые определяют траекторию движения шаров.

    На выполнение удара игроку отводится 3 попытки, за каждый удачно выполненный удар ему начисляется 4 – 11 очков, точное количество очков зависит от сложности того или иного удара. Собрание позиций для отдельного соревнования определяется путем случайного выбора из 76 обязательных. В случае, когда во время удара выполнены все его условия, но при этом какой-либо из шаров остановился за пределами игровой поверхности стола, удар не засчитывается.

    Для удачного выполнения ударов во многих позициях игрокам приходится использовать приемы (невероятные резки, сильные вращения битка), которые не часто применяются в остальных видах карамболя и других разновидностях бильярдной игры. Именно из за этого такие удары часто именуют трюковыми или артистическими, отсюда и название самой игры.

    Данный материал появился на нашем сайте благодаря компании Solar-Tech. Эти ребята занимаются внедрением альтернативных источников энергии в Украине. Среди множества услуг предоставляемых компанией можно особо выделить продажу и установку


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении