Игровой портал - AlawarsFree

Туристические игры. Туристическая игра для младших школьников. «Мы в такие

Примеры некоторых подвижных туристских игр-соревнований, которые могут проводиться на турслетах

Переправа через «болото»

Соревнования в переходе через условное болото не только выработают у детей такие физические качества, как ловкость, чувство баланса, гибкость, но и дадут им начальное представление и некоторый навык в технике прохождения и тактике преодоления заболоченной местности.

Может проводиться как личное, так и командное первенство.

Практикуются три варианта:

  • по «фашинкам» (на «медвежьих лапах»);
  • по «кочкам»;
  • по «гати» (по настилу из жердей).

Вариант 1 – по «фашинкам».

У каждого участника по две фашинки – дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Если соревнования проводятся в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или даже просто листы бумаги.

Встав в шеренгу у черты старта (у стены коридора спиной к ней) с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи «Марш!» кладут перед собой на пол одну фашинку, встают на нее одной ногой и, стоя на ней, кладут вторую дощечку по направлению к финишу. Встав на нее другой ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д. Задача у всех одна – как можно скорее достичь финиша – заступить обеими ногами за линию финиша (коснуться рукой противоположной стены). Кто выполнит задачу быстрее других, тот и будет победителем. Остальные места определяются согласно времени финиша каждого, если оно засекалось по секундомеру.

  1. Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или руками касаться «болота» – пола, земли, асфальта. За такое касание судья начисляет участнику штрафные баллы (секунды).
  2. Запрещается передвигать дощечки по «болоту» скольжением. Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху.

Вариант 2 – по «кочкам».

Участники делятся на команды по 3–5 человек. Их задача – быстро пройти «заболоченный» участок шириной 10–15 м, прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота».

7–10 «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу через болото», расположены одна от другой на разных расстояниях около 100–150 см. На полу, на асфальте их можно просто начертить мелом, а на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибиваются к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой «кочки» – 30–40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи «Марш!». Если сделать две-три «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды засекают по последнему участнику в момент, когда он с последней «кочки» двумя ногами ступит на «берег» – за линию границы «болота».

Соревнование можно усложнить, введя требование транспортировки груза по «тропе» через «болото»: нескольких тяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой, горящей свечи (факела).

  1. Участники не должны наступать ногой на «болото», т.е. между «кочками». За каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные секунды.
  2. Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке». За нарушение – штраф.

В случае падения в «болото» предметов снаряжения, расплескивания воды из котелков или если погаснет свеча во время перехода по «тропе», команда также получает штраф.

Вариант 3 – по «гати» из жердей.

В этом варианте состязания лучше проводить на лоне природы и только как командные. Состав команды – 3–5 человек. Задача та же – как можно быстрее пройти «заболоченный» участок от линии старта до линии финиша (от флажка до флажка). Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых должен быть приготовлен на старте. Каждая жердь должна иметь длину около двух метров и толщину 5–10 см. Общая длина комплекта жердей должна быть чуть меньше удвоенной ширины «болота».

Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на «болото» параллельно одна другой в направлении финиша, а затем проходит по ним вперед. Второй участник, передвигаясь за ним по уже уложенным жердям, передает в руки первому еще две жерди. Вторую пару жердей направляющий укладывает дальше, а остальные участники продвигаются за ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собирать сзади себя освободившиеся жерди и передавать их вперед или нести с собой.

Пройдя весь «заболоченный» участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша. Побеждает команда, которая прошла «болото» по гатям быстрее других (с учетом штрафного времени).

  1. Основное – аналогично правилу № 1 предыдущих вариантов.
  2. При передаче шестов друг другу разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения, разрешается также протягивать их по поверхности «болота» скольжением (волоком).

Пройди по бревну

Встретив в походе поваленное дерево, можно потренироваться в равновесии.

Если дерево имеет острые торчащие сучья или лежит поперек глубокого оврага, то прохождение по нему представляет повышенную опасность, и тренироваться на нем без страховки не следует. Во время привала на лежащем прямо на грунте стволе можно провести игры с перелезанием через него (если ствол достаточно толст) и с прохождением вдоль по стволу без груза, с рюкзаком на плечах, с котелком или кружкой, наполненной водой.

Каждый участник по очереди поднимается и проходит вдоль по стволу до конца и соскакивает с него на землю. Можно ввести дополнительное условие – разворот в конце бревна на 180° и проход в обратную сторону, приседание в середине пути, сесть верхом на ствол и снова встать, не касаясь земли, и др.

Упражнение не стоит выполнять на скорость, но руководитель вместе с другими ребятами (судейской коллегией) должен дать оценку в баллах каждому за качество выполнения с учетом таких показателей:

по качеству движения:

  • спокойно, без напряжения – 2 балла;
  • напряженно, неуверенно – 1 балл;

по времени:

  • нормально – 5 баллов;
  • немного замедленно – 4 балла;
  • очень медленно, с задержками – 1–3 балла;
  • немного торопливо – 4 балла;
  • очень торопливо, с пробежками – 1–3 балла;

по сохранению равновесия:

  • без нарушений – 5 баллов;
  • с небольшими нарушениями баланса – 3–4 балла;
  • с крупными нарушениями – 1–2 балла;
  • преждевременный соскок, падение – 0 баллов.

Кроме того, можно давать дополнительные баллы, если при прохождении бревна участник не прольет воду из котелка; за разворот, приседание, подскок, соскок и др.

Ловкачи (переправа маятником)

Игра тренирует ловкость, силу рук. Проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4–5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы – «берега ручья».

Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на правом берегу у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через ручей и опуститься за планкой (шнуром), обозначающей «левый берег».

Когда все участники выполнят задачу, можно отодвинуть границы «берегов» на 10–12 см дальше от плоскости каната – сделать «ручей» пошире и вновь начинать соревнования.

  1. За каждое касание телом «поверхности ручья» участник выбывает из игры, а за «намокание одежды» получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист «тонет».
  2. Победителем на «переправе» будет тот, кто ни разу «не намок» в «ручье».

Переправа рюкзаков (маятник с упором)

Соревнования удобно проводить на лугу или на песчаной площадке. Они способствуют обучению ребят навыкам работы с веревкой.

Оборудование: заостренный шест длиной 3–5 м с рогатиной на верхнем конце (желательно, чтобы рогатина была из трех сучков, расположенных не в одной плоскости); толстая веревка длиной в пять раз больше длины шеста; рюкзак, заполненный условным туристским снаряжением; карабин или репшнур.

На площадке отмечают две параллельные линии, обозначающие «берега реки». Расстояние между ними должно быть чуть меньше удвоенной длины шеста, а посередине между «берегами» надо найти или выкопать небольшую (глубиной 15–20 см) лунку, в которую острым концом вставляется шест. К шесту у развилки сучьев узлом крепится середина веревки. С внешней стороны линий «берегов» на перпендикуляре, проходящем через лунку, вбиваются две небольшие рогульки высотой 0,5 м, на которые будет ложиться верхняя часть шеста.

Команда состоит из двух человек, которые встают на разных берегах у рогулек. У первого – рюкзак и карабин (репшнур), и в его сторону наклонен и уложен в рогульку шест – маятник. По команде судьи «Начали!» он должен закрепить рюкзак в рогатину шеста с помощью карабина или репшнура. После этого второй член команды за веревку поднимает шест с рюкзаком, а когда он займет вертикальное положение, первый с помощью своего конца веревки опускает шест в сторону второго и, притормаживая, старается точно уложить его в рогульку на противоположном «берегу».

Судья засекает время финиша в момент, когда второй участник отцепит от рогатин рюкзак и положит его на землю (или наденет себе на плечи).

Затем выступает вторая команда, за ней – остальные.

Победитель определяется по затраченному времени.

  1. Участникам нельзя заступать ногами за линию «берега», а перемещаться вдоль нее в стороны можно.
  2. В момент подъема и опускания шеста с рюкзаком участники могут действовать как с помощью веревки, так и просто руками (в более сложном варианте соревнования последнее может быть запрещено).
  3. При падении шеста или рюкзака команда выбывает из игры.

Бег по «лесу»

Это упражнение тренирует ловкость, глазомер, развивает чувство пространства. Проводить его можно в редколесье или на лесной полянке, но можно и в городских условиях – во дворе школы, на спортплощадке или даже в физкультурном зале: главное, чтобы здесь были две-три высокие и прочные опоры (деревья, столбы), на которых можно натянуть веревку.

Оборудование: между двумя или тремя деревьями на высоте не менее 2-х метров не очень туго натягивается прочная длинная веревка, на которую с помощью петель или проволочных крючков навешивают деревянные рейки (палки, сучья) так, чтобы они немного не доставали до земли и не проскальзывали по веревке в сторону, когда она прогнется под нагрузкой. Расстояние между висящими рейками должно быть от 0,5 до 1 м. Количество реек зависит от длины основной веревки (10–20–30 м). Между некоторыми соседними рейками навешивают на уровне груди или выше колен ленточки (шнуры), как бы перегораживая проход.

Задача каждого участника – как можно быстрее зигзагом пробежать между рейками так, чтобы ни одну не задеть, чтобы ни одна не закачалась. В тех переходах между рейками, где навешены ленточки, участникам придется то нагибаться, пролезая под лентой, то перешагивать через ленты, не задевая их.

Упражнение можно усложнить, если надеть на плечи рюкзак с небольшим грузом, взять в одну руку мяч, котелок или кружку с водой, зажженную свечу.

Победители определяются по времени выполнения упражнения с учетом штрафных секунд. О размерах штрафа за каждое нарушение: качнул рейку, зацепил ленточку, уронил мяч, разлил воду, погасла свеча – надо договориться заранее.

Через «лесной бурелом»

Имитация преодоления участка леса с буреломом дает полезную нагрузку мышцам бедра, голени, позволит потренировать ловкость, глазомер, координацию движений – качества, необходимые туристу-пешеходнику и лыжнику.

Упражнение можно проводить в спортзале, используя две гимнастические скамейки, и в лесу между двумя параллельно лежащими на земле стволами деревьев. Можно оборудовать полностью искусственную дистанцию с помощью веревок, сухих сучьев деревьев и другого подручного материала.

Участок тропы длиной 10–20 м надо перегородить поперечными перекладинами из реек, палок или веревок, расположенных в пределах шага друг от друга и приподнятых над тропой на 25–40 см (ниже колен) или на 45–60 см (выше колен). Туристы должны по очереди преодолеть этот участок тропы, кто быстрее, перешагивая через поперечные перекладины и ни одну из них не сбив ногами и не потеряв равновесие.

Результаты оценивают по показаниям секундомера.

Варианты с усложнением: переход в прямом и обратном направлениях, с рюкзаком на плечах, с котелком воды в руке.

  1. Если участник сбил хотя бы одну перекладину, он выбывает из зачета. Можно договориться о системе трех попыток.

Следопыты

Игра проводится в лесу. Она тренирует наблюдательность, умение коллективно действовать и преодолевать естественные препятствия. Участники игры делятся на две равные команды по 5–10 человек. В каждой команде выбирается капитан, который будет решать вопросы тактики и взаимодействия членов команды.

Оборудование. Необходимо заранее подготовить нарезанные небольшими квадратиками бумажки двух разных цветов (зеленый цвет не применять), которые надо разбросать в лесу по двум разным маршрутам от одного места старта до общего места финиша. Количество бумажек каждого цвета зависит от длины маршрута. Если, например, выбраны маршруты для игры длиной по 500 м и промаркированы в среднем через каждые 5 м, то, соответственно, их должно быть заготовлено по 100 штук.

Кроме того, нужно приготовить для финиша яркий флажок (вымпел, ленту и т.д.).

Пока команды заняты каким-либо делом на поляне в районе старта, руководитель с помощником уходят маркировать первый маршрут. Они двигаются, петляя, пробираясь через густые заросли, спускаясь в овражки, перелезая через поваленные деревья и на сучьях и земле через равное количество шагов оставляя свои бумажки. Помощник затем остается на финише, оборудуя его, прикрепив флажок на сучке дерева на высоте 2–3 м, а затем сам маскируется поблизости от него. Руководитель идет обратно от финиша к старту, уже по новому маршруту, раскладывая и развешивая на деревьях маркировку второго цвета.

Маршруты должны быть расположены так, чтобы со старта команды расходились в разные стороны друг от друга, а затем уже шли параллельно в сторону финиша.

Команды стартуют одновременно. Вариант маршрута разыгрывается по жребию – кому какой цвет достанется. Задача каждой команды – быстрее добраться до финиша, чтобы захватить флажок, отыскав и собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета.

Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться цепью, шеренгой для более быстрого обнаружения бумажек; можно выслать вперед патрули (разведчиков), которые сами не будут собирать бумажки, а будут стремиться скорее достичь финиша и снять с дерева флажок.

Заранее должна быть оговорена оценка в баллах каждой бумажки (маркировки) и финишного флажка. Его оценка должна быть равна половине суммы баллов за все бумажные марки одного цвета.

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

Усложненный вариант игры для старших школьников можно создать не только за счет удлинения маршрутов, но и за счет построения маршрутов в форме «восьмерки», или сделав заранее оговоренные разрывы маркировки на маршрутах – места, где маркировку придется поискать в радиусе 20–30 или 50 м.

Прятать бумажные марки так, чтобы их совсем не было видно (под корни, в мох, дупла, кучи хвороста), не следует, так как это приведет к большой затяжке игры.

Кросс «гусениц»

Это забавное соревнование можно провести на песчаном пляже, на площадке, покрытой рыхлым песком, или на ровном чистом лугу. Оно тренирует координацию движений, развивает гибкость, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса.

Оборудование: на песке с помощью веревки прочерчивают окружность радиусом 5–10 м, в центре которой ставится приз – миска с конфетами, орехами, яблоками и т.д. Сверху приз прикрывается салфеткой. А на лугу можно шнуром или шагами отмерить от центра несколько равных радиусов (по количеству участников) и концы их обозначить веточками, флажками.

Участники ложатся на живот на исходную позицию – за окружностью в разных точках, каждый – головой к центру круга. Помощники судьи связывают им руки за спиной и ноги у щиколотки. После команды «Марш!» все устремляются к центру, чтобы захватить приз. Каждый стремится достичь центра раньше других, и тот, кто «пришел» первым, должен, захватив салфетку зубами, откинуть ее в сторону.

  1. Разрешается любой способ передвижения: перекатом с боку на бок, на боку, отталкиваясь от земли коленями, кульбитом, скачками на коленях или ногах и т.д.
  2. Не разрешается телом сбивать (отшвыривать) миску с места.

Водоносы

Эти соревнования в лазаньи по склону и в беге тренируют ловкость, силу, координацию движений и скоростную выносливость. Соревнования надо проводить на берегу ручья, реки, озера, моря, где имеется достаточно высокий и крутой откос берега (обрыв, дюна, стенка песчаного карьера). Они проводятся между командами в составе от трех до семи человек. Команд может быть несколько. Все зависит от условий местности и наличия снаряжения.

На верхней бровке берегового откоса устанавливают пустые ведра по количеству участвующих команд. Команды выстраиваются в шеренгу у своих ведер, в руках у каждого участника – по кружке или котелку. Суммарный объем посуды должен быть одинаков для всех команд.

По сигналу «Марш!» все быстро спускаются вниз, черпают кружками воду из реки и поднимаются вверх, чтобы вылить ее в свои ведра. Затем вновь бегут вниз за водой. Побеждает та команда, которая быстрее других наполнит свое ведро до установленной отметки. За наполнением ведер должен следить судья.

  1. Запрещается передача кружек и котелков с водой по цепочке, каждый член команды должен свою кружку с водой донести до ведра сам.
  2. Выбор пути подъема участников определяет капитан каждой команды. Запрещается загораживать проход, толкать противника, выбивать у него кружку с водой из рук.

Туристическая эстафета

Один из вариантов проведения спортивного праздника для подростков.

Туристские этапы

1. Старт. Проверка снаряжения

Команда выходит на старт за 10 минут. Судьи проверяют необходимое снаряжение, знание правил безопасности в лесу и выдают карту с нарисованной дистанцией и ЗМК.

2. Бивак, укладка рюкзака, установка палатки

Команда на этапе самостоятельно распределяет обязанности по укладке рюкзака, снятию и установке палатки. Для укладки рюкзака необходимо выбрать самые нужные (на усмотрение участников) предметы из числа предоставленных судьями и правильно уложить в рюкзак. Например: спальник и коврик надо взять обязательно, они укладываются под спину, а фен, утюг и большую подушку брать не нужно. Заранее установленную палатку надо снять и установить на место. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков. Количество участников данного этапа определяет сама команда. При снятии палатки судья проверяет организованность команды при установке, правильность и быстроту (кроме детей 9-10 лет, где скорость не главное). Уточним: палатка, рюкзак и все предметы для укладки рюкзака судейские, команды их не приносят и не уносят.

3. Параллельная переправа

Технически сложный этап, так как приходится преодолевать препятствие без специального оборудования (без организации самостраховки), поэтому следует организовывать его не очень длинным, примерно 8–10 м на ровной поверхности и не очень высоко от земли (нижние перила – на высоте 0,7–1 м и верхние перила – на уровне груди). Задача участника – переправиться по параллельной переправе на другую сторону. Передвигаться необходимо приставными шагами, стоя на нижней перильной веревке, держась за верхнюю. Судья (физрук) обязательно страхует каждого участника. В зачет идут результаты команды, состоящей из пяти мальчиков и пяти девочек отряда. Им выставляются штрафные баллы, их оценивают судьи на этапе. Прохождение этапа остальными участниками не является обязательным, но рекомендуется для выполнения. На данном этапе возможны штрафы: двое на веревке, заступ за контрольную линию (спрыгнул с перил, не зайдя в безопасную зону), срыв (ноги сорвались с перил, и участник повис только на руках).

4. Бревно с перилами

Бревно, над которым навешивают перила, желательно сделать длиной до 5–7 м. Участники по очереди проходят по нему, держась за перильную веревку. Задача участников, их количество, страховка, судейство – как на этапе «Параллельная переправа».

5. Топография, краеведение, азимут

Для определения топознаков команде дается пять или более карточек со знаками. Целесообразно выполнение задания поручить двум-трем участникам из отряда. Еще двое уходят на определение азимута. Если у команды по каким-то причинам нет компаса, на этапе должен находиться судейский компас. Оставшиеся участники отвечают судье на вопросы по краеведению. При составлении заданий обязательно следует учитывать возрастные возможности детей.

6. Транспортировка пострадавшего

Команда на этапе выполняет задания судьи по оказанию первой доврачебной помощи и транспортирует пострадавшего. На этот этап следует поставить судью из медицинского персонала школы. Обычно для оказания помощи предлагаются следующие условные травмы: переломы конечностей, травмы позвоночника, кровотечение, обработка ран. После наложения повязки или шины пострадавшего транспортируют на носилках, сделанных из подручных средств (жердей и курток). При планировании переноски пострадавшего следует предусмотреть прохождение данного этапа на местности с неровным рельефом, чтобы сформировать навыки переноски в любых условиях. Пока юноши переносят пострадавшего по указанному маршруту, девушки отвечают на вопросы судьи о первой доврачебной помощи.

7. Гать (преодоление «заболоченного» участка по кладям из жердей)

Команде из четырех мальчиков и четырех девочек необходимо по кладям из жердей пройти «заболоченный» участок. Границы участка маркируются. На этапе устанавливаются до 5–6 опор, имитирующих кочки и сухие островки. Команде выдается 8 жердей. Расстояние между опорами – 2,5 м, длина жердей – до 3 м. Участники могут проходить заболоченный участок, наступая только на опоры или уложенные на эти опоры жерди. На одной опоре могут находиться не более двух участников. Судьи дают штрафные очки за заступы в опасную зону, падение в «болото».

Команда из пяти мальчиков и пяти девочек преодолевает условный завал способом «маятник». Условный завал делается через небольшую канаву, границы маркируются. Следует подыскать место, где можно закрепить веревку вверху. Для удобства захвата веревки на ней вяжут узлы на разной высоте для ребят разного возраста. Возможные штрафы: заступ за контрольную линию, срыв – касание двумя ногами земли в опасной зоне.

На финише команда сдает свою карту и ЗМК, в которых судьями указано количество штрафных очков на каждом этапе. Главный секретарь сразу подсчитывает штрафные баллы и ведет предварительный протокол, своевременно объявляя по громкой связи лидеров соревнований. Итоговый протокол вывешивается после подсчета и проверки всех результатов. Награждение победителей проводится на лагерной линейке. При подготовке и организации соревнований надо помнить, что мероприятие должно решать задачи, направленные не только на получение знаний, умений по туристскому многоборью и необходимых туристских навыков, но и на воспитание морально-волевых качеств и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Лишь такая совместная работа детей и вожатых может помочь в достижении поставленных целей по обучению и оздоровлению детей.

Подвижные игры на туристическую тематику

"Ниточка - иголочка"

Дети идут(бегут) в колонне по одному за воспитателем и по сигналу выполняют разнообразные задания: бег змейкой между деревьями, ходьба и бег по бревну, прыжки с пенька, подлезание под ветками и т. п.

"Следопыты"

Дети самостоятельно, ориентируясь по заранее разложенным указателям (флажкам, ленточкам, стрелкам), должны найти дорогу на поляну. Направляющие меняются по сигналу воспитателя.

"Перебежки"

На площадке определяются стороны света яркими предметами(кеглями). Затем все собираются в центре площадки. По сигналу "Восток" ("Север" и т. д.) дети должны как можно быстрее достичь обозначенного места в соответствующей стороне

"Не заблудись"

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает определенное название, например, "Волчата" и "зайчата"(команды можно обозначить цветом, порядковым номером). По маршруту длиной около 200м в укромных местах (под кустом, на дереве, с обратной стороны пня, под бревном и т. д.) развешиваются 8-10 карточек с обозначением названия команды. По сигналу ведущего команды начинают движение по заданному маршруту. Побеждает та команда, которая придет к финишу за минимальное время и соберет все карточки.

"Ловкий турист"(игра-эстафета)

1.Надень рюкзак.

2.Пробежать с рюкзаком между кубов змейкой.

3. Добежать до флажка и принести его следующему игроку (тот оставляет флажок на финише).

"Кто быстрее"(игра-эстафета)

1. Прыжки на двух ногах до черты(кочки) с мячом в руках.

2. Передача мяча двумя руками из-за головы следующему игроку.

"Туристические препятствия"

1. "Кочки" - прыжки из обруча в обруч (расстояние между обручами-30см).

2."Между веток" - пролезание в обруч способом снизу вверх.

3. Бег по прямой до флажка(10м).

4. "Через кусты" - бег в обратном направлении змейкой между обручами.

"Точный глазомер"

Участникам предлагается на глаз определить количество шагов до куста, дерева, палатки и т. д. Ответы проверяются. Победители получают звание "Острый глаз".

"Кто быстрее".

Для игры необходимо разделить детей на две команды и выбрать командиров. Каждая команда получает задание: как можно скорее прийти в заданное место по определенному маршруту. Для одной команды он обозначается красными лентами, развешанными на деревьях, в кустах и т. д. Для другой - желтыми. Побеждает команда, которая первой придет к финишу и посчитает ленточки, встретившиеся на пути. Звание самой наблюдательной и быстрой получает команда, которая не свернула с пути и правильно сосчитала все ленточки.

Опытно - экспериментальная деятельность

"Для чего нужна подстилка"

Цель: показать какой эффект имеет изолирующий пол, выложенный на холодной земле.

Поставьте одну коробку с водой на ветки, а другую на землю (обе коробки накрыты крышками). Через 20 мин после начала эксперимента, дети, потрогав воду, убедятся, что теплее она в коробке, расположенной на изолирующем материале.

"Сохрани тепло"

Цель: формировать знания о способах сохранения здоровья, закреплять правило "Сохрани тепло".

Воспитатель показывает детям коробочки с землей, металлическими предметами, камень. предлагает их потрогать. Затем выставляет их на улицу. Через 20мин. воспитатель достает землю, камень, металл. Предлагает детям потрогать их - они холодные. Холодные земля, камень и металл забирают наше тепло. Положите на эти предметы картон-холод почти не ощущается. Чтобы сохранить тепло, нужно садиться на подстилку из изолирующих материалов.

Джура Е.Ю.

ТУРИЗМ В ШКОЛЕ

с. Уба-Форпост,Бородулихинский рн,ВКО

Джура Е.Ю.

Игры на местности(в библиотечку тур организатору)

Автор книги учитель - физической культуры вышей квалификационной категории, руководитель туристко –краевеческой работы в сельской школе- рассказывает об организации и проведении игр на местности для школьников

используемых во внеурочной работе.

Для организаторов работы с детьми и подростками – учителей физкультуры, классных руководителей и учителей дополнительного образования.

А также родителей и старших школьников..

Джура Е.Ю.

Игры на местности

24 игры

для юных туристов

2012 год

Игры на местности популярны у детей.

В них романтика туристских походов. Они укрепляют здоровье, воспитывают инициативу, наблюдательность, внимание, зрительную память, находчивость, решительность в действиях.

Игры приучают детей умению ориентироваться по солнцу, компасу, маскироваться, ползать по-пластунски, читать "следы" и условные дорожные знаки, знать приемы сигнализации.

Начинать надо с простых игр, а затем переходить к сложным.

В тренировочных играх участвует обычно восемь-двенадцать человек, и проходят они в виде соревнования между отдельными игроками или небольшими группами.

Для коллективных игр характерна все время меняющаяся ситуация, требующая быстроты реакции.

Для проведения игр важно знать некоторые правила подготовки. Заранее выбирают участок местности. Хорошо, если он будет иметь границы со всех сторон: проселочную дорогу, реку, просеку, деревню, линию электропередачи и пр. Если нет границ, то участок обозначают хорошо видимыми ориентирами. Для большинства игр подходит участок с пересеченным рельефом, покрытый кустарником, лесом. Очень важна предварительная подготовка, нужен разнообразный инвентарь-щиты, флажки, палатки, компасы, макеты.

Перед началом игры ее участникам разъясняют содержание и правила, а также выделяют руководителей и командиров, распределяют обязанности между игроками. Для многих игр устанавливают состав судей. Находиться им следует в тех пунктах или районах игры, где предполагается встреча "противников" или командам предстоит выполнить то или иное задание. Судьи решают возникающие споры, участвуют в подведении итогов.

После сигнала об окончании игры, важно собрать участников.

Как правило, игру не следует заканчивать "вничью".

Игры на местности

для заметок

Салки в лесу

Погоня за "лисицей"

Беспроволочный телефон

Шагомеры

Точный глазомер

Наблюдатели

Кто точнее

Ориентирование без карты

Эстафета кроссменов

Защита моста

Борьба за флажки

Лесное пятиборье

Найти предмет

Соревнование топографов

Охотники - спортсмены

Встречный маршрут

Точный телеграф

Эстафета связистов

Параллельный марш

Следопыты

Кто первый

Борьба за вымпел

Два города

Эстафета туристов

Эстафета туристов

Команды выстраиваются за общей линией старта.

В 10 метрах от каждой команды разложены 10 предметов: кружка, фляга, ложка, складной нож, компас, мыльница, мяч, миска, походная аптечка, полотенце.

По сигналу участники выполняют задания.

Поочередно подбегают к предметам, один из них кладут в свой рюкзак и возвращаются назад.

Ставят палатку, надувают матрацы и укладывают их в палатку.

Первую часть задания выполняют мальчики, вторую-девочки.

Вся команда подбегает к пеньку, где лежит планшет с указанием азимута и расстояния. Девочки определяют направление движения, мальчики шагами отмеряют расстояние до ориентира.

В полутора и трех метрах от земли натянут веревочный "мост", по нему игроки перебираются от дерева к дереву.

Два игрока переносят третьего к финишу.

Одновременно выполняют задание все участники.

Свободный игрок каждой команды несет рюкзаки только тех трех участников, которые являются седоками.

Выигрывает команда, закончившая эстафету первой и лучше выполнившая задания на этапах.


Салки в лесу

Для игры выбирают поляну.

Участники разбегаются в разные стороны от водящего, который старается догнать и остановить (осалить) кого-нибудь из них.

Спасаясь от погони, играющий подбегает к любому дереву и прикасается к нему, в этот момент его осалить нельзя. Если же водящий хочет продолжить преследование этого играющего, то ему надо громко считать до пяти, отступая с каждым разом от дерева.

Прежде чем счет закончится, тот, кто стоит у дерева, отбегает, и погоня продолжается. Водящего сменяет тот, кого он осалит.

Можно провести игру несколько изменив ее правила.

Нельзя осалить играющего, когда его ноги не касаются земли, т. е. он стоит на пне, подтягивается, ухватившись за сук, обхватывает ствол руками и ногами.

Можно устроить на поляне и "салки-пересекалки".

В этом случае любой из игроков, желая выручить товарища, пересекает дорогу водящему.

Тогда он начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу

Беспроводной телефон


Играющие делятся на две команды, одна из них уходит в лес.

Это "связисты".

Они располагаются в 10-15 шагах друг от друга.

Руководитель дает крайнему в цепи "связисту" листок, на котором написаны пять-шесть фраз, каждая из пяти-шести слов.

Например, "Завтра вечером - костер старшего отряда".

Через 10-15 минут в лес отправляется вторая группа. Это "разведчики". Руководитель примерно указывает им, где расположились "связисты".

По сигналу руководителя крайний "связист" начинает передачу "телефонограммы". Слово за словом четко говорит он слова первой фразы соседу. Тот передает услышанное дальше. Таким образом, фраза проходит через "живую цепь" и доходит до последнего игрока, который записывает "телефонограмму".

Закончив передачу первой фразы, крайний "связист" сразу начинает передавать вторую и т.д.

Задача "разведчиков" подобраться к "связистам" поближе и узнать, какие фразы они передают по беспроволочному телефону.

Все услышанные слова они запоминают или записывают.

Если "связист" заметит "разведчика" и окликнет его по имени, тот должен покинуть свой пост.

Игру заканчивают по сигналу руководителя, когда все фразы будут переданы по телефону, после чего подводят итоги.

Победа на стороне "разведчиков" только в том случае, если им удалось записать половину переданной "телефонограммы".

Погоня за «лисицей»

Игра проводится на местности, где есть естественные препятствия.

На 8-10 играющих, выполняющих роль "охотников", назначают одну "лису". Она надевает через плечо сумку с мелкими клочками бумаги. Таких листков размером 6 х 6 см в каждой сумке должно быть не менее 100-150 штук. У каждой "лисы" бумажки одного цвета. На расстоянии 2-3 км от сборного пункта (поляны) намечают финиш. Туда заранее отправляют двоих-троих судей. "Лисы" убегают в направлении финиша, а через 3-4 минуты вдогонку бегут "охотники". Их задача поймать ушедших раньше, чем те доберутся до конечного пункта. "Лисы" - проворные и выносливые бегуны. Через 10-15 шагов они выбрасывают бумажки, оставляя таким образом следы, петляют по лесу, чтобы преследователям было труднее их догнать. При этом они держатся недалеко друг от друга, стараются сохранить между собою связь, т. к. во время игры приходится помогать друг другу, отвлекая на себя внимание преследователей. "Лиса" считается пойманной, если кому-нибудь из "охотников" удастся ее запятнать. Во время погони преследователи собирают выброшенные "лисами" бумажки и на финише сдают их руководителю.

Игру ведут до тех пор, пока непойманные "лисы" прибегут к финишу.

Но если хоть одна достигнет финиша, то победа на их стороне.

Побеждают "охотники" в том случае, если "лисам" не удалось добраться до финиша

.

Два города.

Дается задание сделать щиты 50Х50 см, столько, сколько букв в предполагаемом названии города. Затем насадить их на колышки (80 см). На каждом из них пишут одну букву. Перед началом игры равное число щитов устанавливают в шахматном порядке на территории двух играющих сторон, размером 1х1км. Участок должен быть разделен пополам просекой, в ходе игры щиты маскировать нельзя. Они должны быть видны с 10-12 м.

Отряды "Северный" и "Южный" делятся на защитников (1/3) и нападающих (2/3). У нападающих на голове шапочки, в одинакового цвета. Перед началом игры защитники занимают место примерно в 10 м от щитов. По сигналу начинают игру. Нападающие перебираются через нейтральную полосу (просеку) на сторону противника. Их задача - разыскать щит и сообщить своей команде, какая буква на нем написана. Необходимо узнать все буквы и сложить из них название города. Эти названия знает только руководитель игры. Команда выигрывает, если ей удалось это сделать. Возможно, что после двух часов игры города не найдены, тогда подают сигнал, и все собираются на нейтральной полосе. За каждую обнаруженную букву дают 10очков, за снятую шапочку 10очков. Игрока без шапочки, искавшего букву, штрафуют 10очками. По правилам он должен прекратить поиск и, вернувшись на свою половину, получить новую шапочку. Отряд, набравший больше очков, объявляют победителем.

Борьба за вымпел

В игре участвуют две равные группы игроков по 15-20 человек.

Каждая имеет полутораметровую палку, на которую крепят вымпел 50 х 70 см.

В командах вымпелы и шапочки у игроков одинакового цвета.

Игру проводят в редком лесу, заросшем кустарником.

Перед началом капитаны команд вместе с руководителем укрепляют вымпел на своей территории (лучше вырыть для этого ямку глубиной 50 см и диаметром 100 см).

Затем с помощью веревки на колышках делают круг радиусом пять метров. Расстояние между вымпелами команд 400-600 метров.

Капитаны делят игроков на нападающих и защитников.

Игру продолжают час и заканчивают по сигналу горна.

Побеждает команда, сумевшая забросить в ямку больше мячей.

Ей вручают вымпел противника.

Шагомеры

Перед началом игры все участники измеряют длину своего шага.

Для этого определенное расстояние, например 100 метров, надо пройти подсчитывая шаги, а затем это расстояние разделить на их число.

Задача игры узнать, кто из ребят точнее может определить расстояние между двумя точками: столбами, деревьями или флажками, воткнутыми в землю.

В центре поляны (футбольного поля) - флаг, от него по пяти-шести радиусам расположены флажки, каждый на разном, но известном руководителю расстоянии от центра. Все участники игры делятся на пары, получают карандаши и бумагу и, пользуясь шагом-меркой, определяют расстояние до указанного флажка. Побеждает тот игрок, кто в паре точнее проведет измерения.

Затем дают задание игрокам каждой пары определить расстояние от центра до каждого флажка.

Определяют победителя в каждой паре, а затем и среди всех участников.

Кто первый

Для игры выбирают место с возвышенностью, куда удобно будет водрузить флаг. Намечают пути следования двух или трех участвующих в игре команд. Длина маршрута 1,5-2 км и характер пересеченной местности для каждой команды должны быть одинаковыми.


В назначенное время команды со своими флагами прибывают в район игры и занимают исходные положения. Их задача - совершить марш по намеченному маршруту и водрузить флаг на высоту. Отрядам вручают конверты со схемами маршрута и указанием азимутов и расстояний. В каждом отряде два-три компаса. Маршрут представляет собой ломаную линию. Число этапов у обеих команд одинаковое. После сигнала каждый отряд начинает движение. Командиры считают пройденные шаги для определения расстояний по ориентирам.

Кто первый водрузит флаг, тот и побеждает. В другом варианте отряд, первым водрузивший флаг, занимает круговую оборону. Те, кто подошел позже, стараются атаковать высоту и захватить флаг, который обороняющимся трогать и уносить не разрешается. Каждая команда имеет бумажные пилотки одинакового цвета. Игрок выбывает из игры, если защитник снял у него с головы пилотку. Если высоту удалось удержать в течение 15 минут, то побеждают обороняющиеся. В противном случае победителя определяют по набранным очкам, систему подсчета которых составляют заранее.

Точный глазомер

Участникам игры руководитель указывает на какой-нибудь предмет на местности.

Игроки измеряют на глаз расстояние до него, записывают результаты на листке и сдают его руководителю.

Выстроив группу участников, руководитель ведет их к предмету и останавливает каждого на расстоянии, отмеченном на листке.

Так нагляднее показать у кого лучше глазомер.

Можно провести игру в другом варианте: руководитель ставит два флажка на известном только ему расстоянии, и игроки, расположившиеся сбоку в 20-30 шагах, определяют на глаз расстояние между ними.

Побеждает тот, у кого наиболее точный ответ.


Следопыты

Участники игры собираются на поляне и делятся на пары.

Руководитель вручает игрокам, например, с первыми номерами предметы: флажок, кеглю, мяч и т. д. После этого они вместе с судьей уходят в лес на расстояние 200-300 метров.

Каждый прячет свой предмет и возвращается к руководителю, запомнив путь по ориентирам.



Судья следит за тем, чтобы предметы были спрятаны примерно на одинаковом расстоянии от поляны и были видны не далее чем за 2-3 метра. Игрок, прятавший предмет, сообщает игроку своей пары место расположения и путь следования до него.

Делать записи не разрешается.

По команде все вторые номера отправляются на поиски предметов.

Кто раньше и быстрее это сделает, тот и побеждает.

Затем первые и вторые номера меняются ролями и поиски предметов проводятся еще раз.

Победителя определяют по результатам игры.

Наблюдатели

Для игры выбирают место, откуда в одну сторону открывается горизонт и видны, скажем, дорога, колодец, дома, деревья, кусты, мостик и т. п.

Участники минуту внимательно рассматривают ландшафт, стараются запомнить его детали.

Затем, повернувшись в другую сторону, игроки отвечают на вопросы руководителя, проверяя таким образом свое внимание и зрительную память.

За каждый правильный ответ дают очко.

Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Можно усложнить игру: вторая группа участников, имея при себе флажки разного цвета, лопатку, палки и пр., пробегает или проползает с этими предметами в пределах видимости другой группы.

Наблюдатели все время следят за местностью и свои замечания сообщают руководителю.

За правильно данные сведения начисляют определенное количество очков. После этого группы могут поменяться ролями и провести игру еще раз.

Параллельный марш

В игре участвуют две группы ребят.

Командирам вручают схемы маршрута с азимутами и ориентирами. Маршруты, длина которых 8-10 километров, пролегают параллельно друг другу, иногда сближаясь до 300 метров, а затем удаляясь друг от друга до 500-800 метров. Это зависит от рельефа местности.

Задача походной колонны, продвигаясь вперед, хранить в тайне от другой группы, идущей где-то рядом, свои действия, и наоборот, постараться собрать как можно больше сведений о противнике.

Поэтому основная походная колонна несет снаряжение, занимается хозяйством и играми на коротких привалах.

Другая часть ребят во время марша собирает следующие сведения:

а) сколько человек в походной колонне;

б) как одеты участники и что они несут с собой;

в) какие команды подавал командир;

г) чем занимались участники на привалах, где и какие препятствия им встречались на пути. Для того, чтобы немедленно передать информацию со" связными своей команде, игроки должны постоянно знать, где в это время находится их основная походная колонна.

И еще одно правило. Если разведчика противника выследили и коснулись рукой одновременно два игрока, он считается взятым в плен.

Достигнув конечного пункта, отряды собираются на поляне. В то время как ребята ставят палатки, готовят обед, участвуют в играх и соревнованиях, руководители подводят итоги игры, сравнивая информацию команд.

Кто точнее

Участники игры собираются на поляне, окруженной деревьями, и делятся на пары. Каждая "вооружается" палкой, длина которой им хорошо известна (например 100 или 120 см).

Руководитель называет число, например 200. По сигналу каждая пара начинает измерять высоту окружающих деревьев, как показано на рисунке.

При этом залезать на них нельзя.

Измерив дерево, игрок записывает результат на листе и прикалывает булавкой к коре дерева. Затем каждая пара измеряет второе, третье дерево и т. д. до тех пор, пока сумма высоты измеренных деревьев не будет равняться 200 метрам, т. е. названному числу. Об этом они сообщают руководителю. Игру заканчивают, когда все участники выполнят задание.

Руководитель проверяет контрольные листки с записями высоты деревьев и по результатам присуждает победу одной или двум парам.

При этом учитывают не только быстроту выполнения задания, но и точность измерений.

Можно условиться измерять высоту от земли до первого сучка.

Эстафета связистов

Эта игра для ребят, хорошо владеющих техникой передачи и приема телеграфной азбуки флажками. Ее проводят на пересеченной местности, в ней принимают участие две-три группы ребят по 8 человек. Игроки первой группы разбиваются на пары, каждая идет на один из четырех этапов эстафеты. Расстояние между ними от 50 до 200 метров, причем пункт каждого этапа выбирают так, чтобы с него были видны только два соседних и не просматривался остальной путь. На старте находятся два связиста и руководитель игры. Они видят ребят, находящихся на первом этапе, и с помощью флажков передают им текст. Те принимают его и передают на второй этап и т. д. В каждой паре роли разделяют. Один стоит лицом к этапу, откуда идут сигналы, и диктует текст из точек и тире другому участнику пары, который тут же сигнализирует следующей паре своей команды. Приняв и расшифровав текст, ребята передают его руководителю. Он фиксирует время от момента начала передачи до доставки расшифрованной флажкограммы, проверяет правильность расшифровки. Затем вторая команда связистов таким же образом начинает прием и передачу текста. После этого в игру вступает третья команда.

Победителем считается тот, кто сумеет принять и передать текст точнее и быстрее.

Ориентирование без карты

Играющие разбиваются на две группы. В каждой игроки делятся на пары. Руководитель предлагает первой паре определить стороны горизонта по деревьям. Другая пара определяет их по солнцу, третья - по часам, четвертая - по компасу, пятая - по пням и т. д. Для каждой группы задания одинаковы, но каждая новая пара определяет стороны горизонта с нового места. Кто правильнее и быстрее выполнит задание, тот получает очко. Выигрывает та группа ребят, в которой пары игроков наберут больше очков.

Можно усложнить игру: руководитель рассказывает как добраться до установленного им пункта сбора в лесу. Для этого нужно уметь быстро передвигаться по местности, определять направления по различным признакам в лесу. Выигрывает игрок, сумевший самостоятельно добраться до места сбора и затративший на это меньше времени. Чтобы никто не заблудился, после окончания игры дается горн. По его зову все участники собираются вместе. Перед началом игры необходимо объяснить ребятам правила и способы ориентирования на местности. Вот некоторые из них: Солнце бывает в 7 часов утра на востоке, в 13 часов стоит приблизительно на юге, в 19 часов на западе. На отдельно растущих деревьях листва гуще с южной стороны. Муравьиные кучи почти всегда расположены у деревьев с юго-запада. Пауки натягивают паутину обычно с севера на юг и т. д.

Точный телеграф

Перед игрой ребята должны переписать на листки или выучить азбуку Морзе.

Все участники (10-12 человек) делятся на пары.

Каждая из них располагается на открытом участке местности в шести-восьми метрах одна от другой. У каждой пары бумага и карандаш. Руководитель с помощником уходят вперед на 80-100 метров, но так, чтобы они всем были хорошо видны. Руководитель читает по буквам фразу, например, "Завтра отряд уходит в поход", а помощник руководителя передает соответствующие сигналы флажками.

Игроки сначала записывают на листках бумаги фразу при помощи точек и тире, а затем переводят на обычный текст.

Выигрывают те, кто выполнят задание раньше остальных и не сделают ошибки.

Игру можно усложнить. В этом случае передаваемая фраза состоит из шести-восьми слов, а принимают и записывают ее не пары игроков, а каждый участник.

Эстафета кроссменов


Для эстафеты руководитель выбирает два пункта, расстояние между ними 1,5 километра. Для того, чтобы из одного пункта добраться до другого, нужно миновать небольшой лес, перебраться через овраг, пройти через кустарник, ельник и т. д

Все участники эстафеты делятся на две-четыре команды по 12-15 человек. Капитаны расставляют игроков между стартом и финишем с таким расчетом, чтобы каждый из них во время эстафеты пробегал не более 100-150 метров.

Трудные участки сокращают до 80-100 метров, ровные отрезки дистанции увеличивают до 150 метров.

В середине дистанции, на старте и на финише свои места занимают судьи. Дается сигнал, и первые номера команд устремляются вперед.

Каждый старается быстрее пробежать свой участок пути и передать эстафетную палочку товарищу по команде.

Выигрывает команда, раньше других доставившая эстафету. Победа будет зависеть от умелой расстановки игроков на дистанции, умения юных кроссменов преодолевать препятствия и правильно распределять силы во время бега.

Встречный маршрут

В игре участвуют две команды, в каждой 8-12 человек. Участок пересеченной местности выбирают заранее. Руководитель вручает капитанам команд по конверту. В них маршрутная схема пути с указанием азимутов и расстояний. По условиям игры каждая команда пойдет по одному и тому же маршруту в противоположных направлениях. Этот путь в 1000-1500 метров с пятью-семью этапами, представляет собой замкнутую ломаную линию, проходящую в лесу и в поле. После сигнала руководителя команды, сориентировавшись по компасу и определив азимуты, выходят на маршрут.

В конце каждого этапа находится судья. Это ориентир, по которому можно судить о правильности пути. Он дает капитану команды "пропуск" на право дальнейшего продвижения. Команда, пришедшая с противоположной стороны, получает "пропуск" другого цвета. После этого игроки определяют азимуты следующего этапа и продолжают движение. В процессе игры команды обязательно встретятся, так как идут по одному и тому же пути.

Выигрывает команда, которая раньше вернется на поляну и передаст руководителю все полученные по дороге цветные "пропуска".

Защита моста

Для игры нужно соорудить перекидной мостик через ручей. Мостиком может служить гимнастический бум или бревно. Когда мост "построен", участники игры делятся на две команды. Одна наступает, то есть стремится пройти по мосту, другая его обороняет. Защитники располагаются в пяти-семи метрах от переправы, в руках у них по два теннисных (тряпичных) мяча.

По сигналу руководителя наступающие по одному бегут к мосту. Их цель - как можно быстрее перебежать на другую сторону. Защитники бросают в перебегающих мячи или шишки, а те стараются увернуться или поймать мяч, за что начисляют пять очков. Тот, кто перебрался через мост на другую сторону, получает три очка. Если один из игроков потерял равновесие и соскочил на землю, то команда теряет три очка. Если же мяч попал в игрока, то он выбывает из борьбы.

Игру заканчивают, как только игроки израсходовали свои "боеприпасы", бросили по два мяча.

В другом варианте игры защитники располагаются по обе стороны от моста. В этом случае можно поднимать мячи, перелетевшие с другой стороны, и снова бросать в перебегающих.

Когда перебежка закончена, подсчитывают очки каждой команды.

После этого игроки меняются ролями.

Победителя определяют после подсчета очков - штурма и обороны.

«Охотники» - спортсмены

Широко известна спортивная игра "Охота на лис" с применением радиотехники. У нас же источником звука будут ребячьи голоса.

Из участников выбирают пять игроков, которые могут хорошо подражать голосам животных и птиц. Руководитель уводит их вглубь леса и расставляет в 70-80 метрах друг от друга. После этого руководитель возвращается на поляну к остальным играющим, их восемь-десять человек, у каждого планшет и компас. Это "охотники "- спортсмены. После сигнала они с интервалом в пять минут по одному уходят в лес. Необходимо разыскать всех спрятавшихся в лесу игроков, которые время от времени подают звуковые сигналы, подражая животным.

Это первая задача.

А вторая - определить и нанести на свой листок азимуты и расстояния между пунктами, откуда слышатся голоса "лесных жителей".

Сходить с места им не разрешается. Они подают один и тот же сигнал постоянно раз в минуту.

"Охотник"- спортсмен, обнаружив одного из игроков, отмечает его местонахождение, услышав другой сигнал, идет в его направлении по установленному азимуту.

После сигнала все собираются на поляне.

Руководитель называет победителей, сверяя сведения участников игры.

Борьба за флажки

Для игры выбирают две поляны на расстоянии 200-300 метров одну от другой и на каждой устанавливают десять флажков.

На поляне одной команды они - синие, другой - оранжевые.

В игре участвуют две команды по 15 человек.

В каждой пять человек - "часовые", остальные - "разведчики". Игру начинают по сигналу горна.

"Часовые" охраняют по два флажка, расположенных в 8-10 метрах один от другого. "Разведчики" стараются незаметно пробраться на поляну противника, завладеть флажками и перенести их в свой лагерь.

По дороге к своей поляне их могут осалить и флажок отобрать.

Для этого достаточно коснуться игрока рукой.

Тот, кто потерял флажок, а также игрок, которого осалил "часовой", считается пленным. За каждого из них, по правилам игры, команда возвращает противнику один флажок.

Игра длится до тех пор, пока одна из команд не добудет четыре неприятельских флажка.

Можно играть и на время, например час, после чего следует подвести итоги.

В этом случае победителя определяют по числу флажков, добытых игроками.

Соревнования топографов

Эта игра готовится заранее.

На середине большой поляны или футбольного поля ставят щит с буквой А.

От него по радиусам на различных расстояниях ставят пять-шесть щитов с другими буквами. Первоначально в игре участвуют столько ребят, сколько щитов расставлено по кругу. У каждого планшет или дощечка с листком бумаги и компас. По сигналу руководителя участники игры, стоя в центре, определяют последовательно азимуты, а затем шагами измеряют расстояния до щитов. Записки с этими данными юные топографы сдают руководителю.

Победителем считается тот, кто выполнит задание не только точно, но и быстро.

Затем азимуты и расстояния до щитов определяет следующая группа ребят.

В конце игры подводят итоги и называют победителя.

Лесное пятиборье

В игре участвуют шесть-восемь человек одного возраста.

Мальчики и девочки соревнуются отдельно.

Выбирают участок пересеченной местности длиной 400- 600 метров с таким расчетом, чтобы маршрут имел форму кольца, т. е. старт и финиш находились рядом. Пересеченный рельеф дополняют несколькими препятствиями, которые участники преодолевают в ходе игры.

Старт принимают игроки по жребию, с интервалом в 60 секунд.

У каждого участника на спине или груди номер.

Первый этап. Пробежать 60 метров по лесной тропе и прыгнуть в "окно", устроенное из двух жердей или между деревьями.

Второй этап . Обежать с правой и левой стороны (зигзагом) десять перевязанных лентой деревьев.

Третий этап. Проползти по-пластунски по коридору, сделанному из пяти-шести жердей, укрепленных на кольях. Длина коридора шесть-семь метров, высота 50 сантиметров. Затем с помощью шеста перепрыгнуть через канаву шириной в два метра.

Четвертый этап. Пробежать по лежащему на земле или перекинутому через ручей бревну, с разбега перепрыгнуть канаву шириной в полтора метра.

Пятый этап. Пробежать по пенькам, возле которых лежат шишки.

Затем метнуть десять шишек в дерево и продолжить бег до финиша.

Итоги соревнования пятиборцев подводят по времени, затраченному участником на преодоление дистанции.

Судьи на этапах начисляют игрокам штрафные секунды.

Найти предмет

Руководитель игры рассказывает ребятам, что неподалеку в лесу спрятан предмет (флажок или кегля) и, чтобы найти его, нужно изучить карту, указывающую дорогу к предмету. Она спрятана недалеко в кустах. Руководитель объясняет ребятам, как добраться до этого места.

Карту охраняют два сторожа, которые находятся в двух-трех шагах от нее. Тот из игроков, который сумеет незаметно подползти к сторожам ближе чем на десять шагов и его не окликнут, получает право взглянуть на карту.

На это дается 20 секунд, после чего сторож снова прячет карту

Игрок, же отправляется на поиски. Если он не запомнил путь, можно вновь пробраться к карте. Если же сторож заметит приближающегося и окликнет его, игрок выбывает из игры. Выигрывает тот, кто раньше других принесет найденный предмет. Руководитель должен находиться в районе спрятанной карты и разрешать все конфликты, возникающие в ходе игры.

Участники викторины: учащиеся туристских объединений первого года обучения.

Цель конкурса: Провести промежуточный контроль знаний и умений, полученных участниками туристских объединений на занятиях.

Оборудование и материалы: мольберты с плакатом загадкой и таблицей результатов, маркер, конверты с карточками “Личное и групповое снаряжение”; карточки со словами, относящимися к туризму для игры “Пойми меня”; связанные с ошибками туристские узлы; карточки с названиями костров – нодья, колодец, пушка, таежный, звездный; комплекты хвороста по числу команд; продукты питания, запаянные в полиэтиленовую пленку и пронумерованные (манная крупа, гречневая крупа, крахмал, ячневая крупа, соль, сахар и т.д.). Карточки участника, листы бумаги с ручками для конкурса “Приготовим обед”; баночки по числу команд со смешанными семенами (фасоль, семена подсолнечника и арбуза). Реквизит для инсценировки домашнего задания (готовится каждой командой); секундомер; дипломы для всех команд, медали для победителей; фишки для жеребьевки команд. Магнитофон для музыкального оформления конкурсов.

За 2 недели до викторины участвующим командам дается задание:

  • красочно изобразить на бумаге один из законов туристов (список прилагается).
  • инсценировать один из туристских законов.
  • выучить туристскую песню.

Туристская викторина может проходить в зале, который оформлен плакатами и фотографиями на туристскую тематику. На одной из стен вывешены плакаты с законами юных туристов – домашнее задание команд.

Участники туристской викторины: 4-5 команд.

Количество ребят в команде от 4 до 7.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Здесь собрались команды юных туристов, чтобы принять участие в туристской викторине “Задоринки”, показать свои навыки и умения, которые получены на занятиях в объединениях нашей станции.

Викторина состоит из следующих конкурсов:

1. Туристского.

2. Кулинарного.

3. Конкурса туристских загадок.

4. Конкурса на лучшую инсценировку.

5. Туристского рисунка.

6. Психологического конкурса.

7. Походной песни.

Оценивать эти конкурсы будет жюри в составе…

Прошу капитанов команд подойти к столику жюри на жеребьевку.

После жеребьевки ведущий оглашает очередность выступления команд.

Ведущий: Итак, первый конкурс – туристский. В этот конкурс входят 4 задания. Наивысшая оценка за каждое задание – 5 баллов. Максимальная оценка за весь конкурс 20 баллов.

Первое задание: Игра “туристское снаряжение”. В ходе этой игры команды покажут свои знания личного и группового снаряжения туристов.

Объяснение игры: Каждой команде выдается конверт, на лицевой стороне которого изображено снаряжение туриста. В конверте находятся карточки с названиями и изображением предметов личного и группового снаряжения. К конвертам даны два кармашка с надписями “личное снаряжение”, “групповое снаряжение”. (Объяснение сопровождается показом). Задача играющих – за 1 минуту отделить личное снаряжение от группового, разложив карточки в соответствующие кармашки, а кармашки в конверт.

Командам раздаются конверты и засекается время. После выполнения задания конверты собираются на столик жюри, где оно подводит итоги. В это время проходит другое задание.

Ведущий: следующее задание туристского конкурса – игра “Пойми меня”.

Объяснение игры: на столе жюри лежат карточки, на оборотной стороне которых написаны слова, имеющие отношение к туризму. Это существительные в единственном числе. Один из участников команды должен с помощью мимики и жестов показать другой команде выбранное им слово, не произнося его.

Оцениваться будут как действия показывающего, так быстрота, и правильность ответа команды.

Наивысшая оценка показывающего – 2,5 балла.

Наивысшая оценка участвующей команды – 2,5 балла.

В итоге за этот конкурс наивысшая оценка – 5 баллов.

По ходу игры жюри оценивает играющих.

Ведущий: Задание “Узелок” раскроет ваши умения и знания в вывязывании туристских узлов.

Объяснение задания: Командам раздаются связанные туристские узлы, говорится их название. За одну минуту необходимо найти в них ошибку, показать ее и исправить.

Команды выступают в соответствии с жеребьевкой.

После завершения задания Ведущий представляет слово жюри для оглашения итогов туристского конкурса.

Ведущий: Завершающее задание туристского конкурса: “Костровые”.

Объяснение задания: Команды вытягивают карточку с названием костра и за одну минуту необходимо из предложенных палочек разного диаметра сложить выбранный тип костра и объяснить его назначение.

Комплекты хвороста одинаковы для всех команд.

Оцениваются быстрота и правильность действий.

Ведущий: Второй конкурс нашей игры - Кулинарный. В любом походе туристу без питания не обойтись. Прежде, чем отправляться в поход, турист должен изучить азы походной кулинарии. И сейчас вы покажете свои навыки в этой области. Конкурс состоит из трех заданий. За первые два задания наивысшая оценка – 5 баллов. За третье задание – 4 балла. Максимальная оценка за весь конкурс 14 баллов.

Первое задание этого конкурса покажет, знаете ли вы крупы и продукты питания.

Объяснение задания: на столе, который стоит в центре зала, находятся пронумерованные целлофановые пакетики (можно взять около пяти) с набором различных круп. Каждая команда выделяет одного участника, который должен определить и записать в индивидуальную карточку цифру и название соответствующего продукта. Готовые карточки сдаются жюри. Выигрывает та команда, чей участник быстро и безошибочно подпишет названия продуктов.

Ведущий: Второе задание этого конкурса – “Приготовим обед”.

Команды получают листок с новым заданием. За две минуты ребята должны написать название продуктов, которые обычно употребляются в походах и составить из этих продуктов меню на обед.

Выполненное задание сдается жюри.

Ведущий: В предыдущих заданиях юные туристы определили продукты питания, составили меню обеда, но в процессе приготовления случилась неприятность: крупы смешались. Задание состоит в том, чтобы разделить эти крупы одну от другой.

Команды получают по баночке, в которой смешаны три ингредиента. (Можно использовать фасоль, семена подсолнечника и арбуза)

Кто быстрее разделит семена, получит наивысшую оценку 4 балла.

После выполнения задания, Ведущий предоставляет слово жюри для оглашения результатов кулинарного конкурса.

Ведущий: Наступила очередь конкурса туристских загадок.

Наивысшая оценка за этот конкурс выставляется и оглашается по количеству загадок, участвующих в конкурсе. За каждый правильно угаданный ответ – 1 балл.

Первое задание для всех команд – плакат-загадка (выносится мольберт с плакатом).

Задача участников команд ответить на вопросы ведущего. Для ответа на вопрос необходимо поднять руку. Выкрики с места не учитываются. Отвечающий должен объяснить ответ.

Вопросы к плакату-загадке (фотография прилагается).

  1. Сколько туристов живет в лагере?
  2. Когда они сюда приехали?
  3. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
  4. Откуда дует ветер: с севера или с юга?
  5. Какое сейчас время дня?
  6. Куда ушел Саша?
  7. Кто был вчера дежурным?
  8. Какое сегодня число и какой месяц?

После ответов команд, ведущий загадывает загадки каждой команде, остальные команды должны молчать, так как их ответ не будет засчитан, и лишь в случае неправильного ответа команды может быть принят ответ других команд. В этом случае ответившая команда получает в свою копилку еще один балл.

Итак, загадка первой команде:

Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе друг,
Путь на север и на юг. (Компас)

Загадка второй команде:

На привале нам помог,
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)

Загадка третьей команде:

Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)

Загадка четвертой команде:

Качается стрелка туда и сюда
Покажет нам север и юг без труда. (Компас)

Загадки всем командам. Знающие ответ, поднимают руку:

  1. Скорчится – с кошку,
  2. А растянется – с дорожку. (Веревка)

  3. Под гору – коняшки,
  4. В гору – деревяшки. (Лыжи)

  5. Кто ходит ночь и ходит день,
  6. Не зная, что такое лень? (Часы)

  7. Что из воды родится,
    А воды боится? (Соль)

В конце конкурса жюри оглашает результаты команд.

Ведущий. Четвертый конкурс нашей игры – инсценировка законов юных туристов.

Это было домашним заданием для команд. В процессе подготовки этого конкурса ребята смогли реализовать свои творческие способности.

Инсценироваться будут следующие законы…

(Предварительно ведущий узнает это у команд). Команды выступают в порядке очередности. Жюри оценивает полноту раскрытия закона, артистичность выступающих.

В завершении конкурса подводятся итоги. (Можно предложить командам самим оценить инсценировку других команд по 5-ти бальной шкале)

Ведущий: Конкурс туристского рисунка немного похож на предыдущий, это также домашнее задание, но на этот раз ребята пробовали свои силы на бумаге, нарисовав законы юных туристов.

Прошу одного из участников команды подойти к плакату и защитить его.

Защита плакатов идет в порядке очередности.

В конце конкурса жюри подводит итоги.

Ведущий: Психологический конкурс покажет нам, насколько вы сплоченная команда. Команды получают комплект больших карточек, на которых написан один из законов туристов. На каждой карточке по одному или по два слова. Участники команды берут по одной карточке и выстраиваются с ними вряд так, чтобы жюри и другие команды смогли прочесть данное предложение.

Главным критерием при оценке данного конкурса является психологическая совместимость ребят, как они взаимодействуют при выполнении задания.

Учитывается также скорость и правильность выполнения.

Ведущий: Конкурс походной туристской песни завершает нашу игру “Задоринки”.

Наивысшая оценка – 5 баллов.

На привале туристы любят исполнять песни у костра. И мы послушаем и оценим эти песни, представив себя возле согревающего огонька.

Команды выступают в порядке очередности.

Прошу, первая команда…

После исполнения конкурсных песен ведущий предлагает всем командам исполнить песню Олега Митяева “Изгиб гитары желтой”.

Слово предоставляется жюри, для подведения окончательных итогов и объявления победителей викторины.

Ведущий: Все команды выступили хорошо, показав свои туристские навыки. Тот, кто не дотянул до победы, не расстраивайтесь. У нас действует олимпийский принцип: главное – не победа, главное – участие!

Все участники награждаются памятными дипломами. А победители - самодельными медалями.

Законы юных туристов.

  1. Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
  2. Идешь в поход – не бойся, боишься – не ходи.
  3. Плохой поход бывает только у плохих туристов.
  4. В походе семеро одного не ждут.
  5. Если ты устал – помоги товарищу, и тебе станет легче.
  6. Не бери в поход слишком тяжелый рюкзак, тащить его придется твоим товарищам.
  7. Не бери с собой селедку, лучше соли съешь щепотку.
  8. Дождь туристам не помеха.
  9. Каким бы ни был маленьким оставшийся кусочек хлеба, в походе его делят на всех.
  10. Как бы ни было трудно в пути, соблюдай наш закон – не пищать!
  11. Дорогу осилит идущий.
  12. Турист это тот, кто людям добро несет.

Плакат-загадка

Туристские узлы

1а – прямой, 1б – рифовый,

1в – встречный, 1г – ткацкий,

2а – академический, 2б – шкотовый,

2в – брамшкотовый, 3а – проводник,

3б – восьмерка, 3в – “булинь”.

Виды костров

Эта англоязычная флеш-игра позволит Вам проверить и даже углубить познания в географии, а также измерить Ваш IQ путешественника. Окно игры представляет собой карту мира. Когда появляется вопрос, содержащий название города или же какой-то достопримечательности, игрок должен в течение определенного времени указать курсором мыши место на карте как можно ближе к реальному месту расположения заданного города или объекта. В зависимости от точности попадания начисляются очки.

Эта развлекательно-познавательная флеш-викторина даст Вам возможность не только продемонстрировать глубину своих познаний в различных областях, но и, вполне возможно, открыть для себя что-то новое. Вас ждут вопросы о странах и городах, достопримечательностях и знаменитых людях. Если Вы любите путешествовать, или Вам просто интересно знакомится с другими культурами, эта игра, несомненно, придется Вам по душе.

В этой флеш-игре Вам нужно будет указать на карте известные и популярные у туристов архитектурные объекты и достопримечательности. Навигация игры проста: перед Вами возникает табличка и с изображением достопримечательности и ее названием на английском языке, а Вы должны щелкнуть мышкой на то место на карте, где, по-Вашему, этот объект находится. Чем точнее будет указано место, тем больше очков Вы получите.

В этой игре Вам предстоит взять на себя роль владельца гостиницы на одном из Филлипинских островов. Не смотря на красоту окружающей природы и наличие прекрасных пляжей, этот остров не пользуется популярностью у туристов, которых отпугивают слухи о живущих здесь монстрах. Из-этого гостиница пришла в упадок. Ваша цель – превратить ее в пятизвездочный отель, популярный среди туристов всего мира, наперекор нелепым слухам.

Благодаря этой игре у Вас есть возможность вжиться в роль управляющего гостиницей. Однако сначала Вам предстоит построить Ваш отель практически с нуля и превратить простую ночлежку в пятизвездочный отель мирового класса. Чтобы добиться этого, Вам предстоит нанимать и увольнять персонал, совершенствовать сервис и номера, развивать инфраструктуру Вашей гостиницы. И помните, что довольный клиент – это залог Вашего успеха.

Территория аэропорта просто огромна, и пешая ходьба здесь отнимала бы чересчур много времени и сил. А ведь аэропорт – это место, где время особенно дорого. Для удобства пассажиров существует специальный автобус, водителем которого Вы и являетесь. Вам предстоит доставлять пассажиров от терминала к самолетам. Задача осложняется тем, что дороги извилисты, а места для маневра у Вас практически нет, а парковаться нужно строго в отведенном для этого месте.

Эта и игра позволит Вам наглядно убедиться в том, что работа авиадиспетчера – нелегкое дело. Вам предстоит управлять взлетом и посадкой самолетов в оживленном аэропорту. Ваша ошибка может обернуться столкновением. Выработайте собственную стратегию в распределении авиалайнеров по взлетно-посадочным полосам, и тогда пассажирские и коммерческие самолеты без происшествий смогут выполнять взлет и посадку в Вашем аэропорту.

Путешествовать любят все, но чтобы грамотно организовать свое путешествие, необходимо иметь кое-какие представления о географии. Эта флеш-игра позволит Вам проверить свои познания в данной области. Интерфейс игры прост и понятен: на мониторе появляется карта и окошко с названием достопримечательности или города. Вы должны как можно скорее указать это место на карте. Точнее попадание – больше очков. С определенное количество баллов переведет Вас на следующий уровень.

Это игра на Ваше знание географии. В левом верхнем углу окна игры появляется название города, куда Вам необходимо посадить самолет. Пред Вами – карта, на которой красными точками обозначены города, но названия их не подписаны. Вам нужно в максимально короткий срок кликнуть мышью как можно ближе к тому городу, куда Вам нужно направить самолет. Точность приветствуется, ведь от того в скольких милях от точки назначения Вы посадите самолет, будет зависеть количество набранных очков.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении