Игровой портал - AlawarsFree

Дидактическая игра по физ развитию старшая группа. Дидактические игры по физической культуре. Увернись от мяча

Анисина Юлия Валерьевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ "Детский сад 81"

г. о. Самара

Описание дидактических игр

«Спортивный инвентарь»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Возраст: 3 – 4 года.
Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

«Сложи картинку»

Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке.

«Найди пару»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.
Возраст: 3 - 5 лет
Правила:
1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.
2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну карточку из пары, а в другую – вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.

«Две половинки»
Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.
Возраст: 2 – 3 года.
Правила:
1 вариант. Ребенок складывает две половинки, чтобы получилась картинка.
2 вариант. Ребенок ищет в стопке картинок нужную половинку. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено.
3 вариант. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено. Если это движение, то ребенок должен его показать. Если это инвентарь, то ребенок должен найти его в группе и показать, какие упражнения можно с ним выполнять.

«Хорошо и плохо»

Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
Возраст: 3 – 6 лет.
Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

«Отдыхай активно» (кубики)

Цели и задачи: формировать интерес к двигательной деятельности; учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику.
Возраст: 3 – 6 лет.
Правила: собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку.
Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке.
Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.

«Спортивное домино»

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.
Возраст: 4 – 6 лет.
Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 – 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

«Спортлото»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играю 2-6 человек.
Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

«Спортмеморина»

Цели и задачи: формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

«Спорт зимой и летом»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

«Спортивная угадайка»

Цели и задачи: пополнять и закреплять знания детей о спорте; развивать мышление, память.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: ведущий (воспитатель) перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта, берет ее, и кладя поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.
Усложнение: играть так же, но название вида спорта называет игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта. В случае неправильного ответа, ведущий называет правильный ответ, отдает карточку игроку, а игрок поверх карточки, которую положил на игровое поле, кладет штрафной жетончик. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных жетончиков.

«Четвертый лишний»

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: Игрок берет одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя.

«На зарядку становись»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

Дидактические игры «Зимние виды спорта» для детей 5-7 лет


Описание материала: предлагаю вам дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимние виды спорта». Основная цель: создание условий по формированию начальных представлений об Олимпийских играх и зимних видах спорта. Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной групп и поможет сделать содержательнее не только образовательный процесс, но и досуг.

Дидактические игры, способствующие ознакомлению старших дошкольников с зимними видами спорта

Цель: формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
Формировать начальные представления об Олимпийских играх и зимних видах спорта.
Развивать познавательную активность и любознательность
Повышать мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

В 2014 году в нашей стране проходило яркое и масштабное событие XXII Олимпийские зимние игры. В ДОУ мы реализовали проект «Вместе мы победим!», посвященный этим играм. Чтобы сделать ознакомление детей с Олимпийскими играми и зимними видами спорта более интересным и увлекательным я сделала несколько дидактических игр. Дидактические игры по сравнению с другими видами, игр имеют характерную особенность: они являются источником знаний и спорте и физической культуре. Изготовление таких игр в наш век ИКТ не вызывает затруднений. Качаем картинки, составляем игры, распечатываем и, чтобы они прослужили долгое время – ламинируем.
И теперь ежегодно, когда в январе реализуется тематическая неделя «Зимние виды спорта», воспитатели используют их в своей работе. В непрерывной образовательной деятельности формируются представления об Олимпийских играх, о зимних видах спорта. Параллельно формируются у детей и гражданская принадлежность и патриотические чувства. Ведь такое масштабное событие, как XXII Олимпийские зимние игры, проходило именно в нашей стране в г.Сочи. Такая тема также позволяет формировать интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения, уважение к своим соотечественникам-спортсменам.
Дети, узнавая много нового и интересного о спортивной жизни нашей страны, Олимпийских играх, спортсменах – участниках Олимпиады, приходят к выводу, что физическая культура и спорт очень интересны и полезны для здоровья. У них появляется желание быть похожими на великих спортсменов, заниматься спортом. Чаще возникает желание реализовать знания об Олимпийских играх, зимних видах спорта в самостоятельной деятельности.

Лото «Снаряди спортсмена».
Цель: учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.





Лото «Пиктограммы Сочи-2014»
Цель: учить детей называть виды спорта и подбирать соответствующие пиктограммы.


Игра «Подбери пиктограмму».
Цель: закреплять знания детей об олимпийских зимних видах спорта.
Необходимо подобрать пиктограмму к соответствующему виду спорта, и назвать его.


Игра «Найди фрагмент»
Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.
Детям раздаются маленькие картинки-фрагменты. Необходимо найти какой картинки они принадлежат.


Игра «Найди пару»
Цель: учить детей подбирать одинаковые пиктограммы, выполненные в строгой и лаконичной, монохромной гамме и соответствующие пиктограммы, выполненные в гамме «лоскутного одеяла».



Игра «Картинка рассыпалась»
Цель: развитие внимания, памяти, мышления, усидчивости, мелкой моторики.
Необходимо собрать картинку сначала по образцу, затем – без. Изображения – зимние виды спорта, символы Олимпиады «Сочи-2014».




Игра «Сложи дорожку».
Цель: развитие умения сравнивать и группировать по цвету, развитие цветовой гаммы (закрепление названий основных и дополнительных цветов), умение отличать цветовые сходства и различия.



Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить называть и различать зимние и летние виды спорта.



Карточная викторина
Цель: закреплять знания детей об Олимпийских играх и зимних видах спорта.

Ульяна Чернова

Дидактическая игра «Парочки»

Цели и задачи : формировать интерес у детей к физкультуре и спорту; учить соотносить картинку вида спорта с соответствующей пиктограммой, развивать память, логическое мышление.

Возраст : 5-7 лет

Правила : В игре участвуют 2 и более человек. Детям раздают картинки с изображением видов спорта. Ведущий достает по одной пиктограмме. Игроки сравнивают ее со своей картинкой и называют данный вид спорта.

Дидактическая игра «Сложи и назови»

Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить узнавать и называть виды спорта; развивать воображение,

мышление и логику.

Возраст : 5-7 лет

Правила : игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает,что изображено на картинке (называет вид спорта)

Дидактическая игра «Спортивная угадайка»

Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.

Возраст : 6-7 лет

Правила : Играть могут 2 и более человек.

Водящий (взрослый или ребенок, с помощью карточек – «определений и признаков» , загадывает вид спорта.

Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим


Дидактическая игра «На зарядку становись»

Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать исходные положения для утренней гимнастики и выполнять движение, развивать внимание, память.

Возраст : 5-7 лет

Правила : Играют 2-6 человек.

Игрок бросает кубик, какое число выпадет, столько шагов он ходит своей фишкой. Затем он должен принять исходное положение и выполнить соответствующее движение, на которое указала его фишка. Играющие по очереди делают ходы и показывают упражнения.


«Д У Й Б О Л»

Возраст :5-7 лет.

Правила : Игроки (двое, или команда из пяти детей, дуют на мяч через тонкую трубочку, Цель : Формирование навыков правильного дыхания.

пытаясь тем самым забить гол в ворота соперника

Публикации по теме:

Анализ работы инструктора по физическому воспитанию Гуацаевой Е. С. «Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней жизни. Растить детей.

Анкета для родителей по физическому воспитанию Анкета для родителей Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты по физическому воспитанию. Искренние ответы.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах.

Я работаю в младшей группе и хочу представить дидактические игры по сенсорному воспитанию. Разнообразные действия руками стимулируют процесс.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 3–5 лет Примерный перечень дидактических игр по экологическому воспитанию с детьми младшего и среднего возраста 1 – 2 младшая группа «Что изменилось?».

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей 5–7 лет Примерный перечень дидактических игр по экологическому воспитанию с детьми старшего возраста Старшая группа «Не ошибись» Цель: упражнять.

Дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников (часть 1) Дидактическая игра «Что полезно, а что нет? Цель игры: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей.

Игры, связанные с развитием силы и выносливости у детей, сопряжены с определенными физическими нагрузками. По большому счету это можно сказать и о любой подвижной игре, но во многих из них именно проверка игрока на силу и выносливость, а не на гибкость и ловкость ставится на первое место. Именно такие игры мы и поместили в этой части книги.

Игры, развивающие силу и выносливость у детей, полезны тем, что развивают отдельные группы мышц, не позволяя им «лениться», тренируют сердечно-сосудистую систему детского организма и, конечно, дарят хорошее настроение.

От родителей часто приходится слышать недовольные реплики по поводу того, что, мол, ребенок «носится по площадке как угорелый». Но бег и движение вообще — это неотъемлемая составляющая физического воспитания детей. Конечно, вам неспокойно за вашего ребенка, но поверьте: лучше уж сбитые коленки, чем рыхлость, вялость и неповоротливость.

Подвижные игры полезны для ребенка абсолютно в любом возрасте: даже детей младше 1 года и то все больше и больше стараются приобщить к движениям (конечно, настолько, насколько это возможно). Но, проводя подвижные игры в садике или школе, а то и играя со своим ребенком и его маленькими друзьями, помните о возрастных особенностях физического развития детей. Так, например, далеко не от каждого четырехлетнего ребенка можно добиться того, чтобы он прыгал на одной ноге: эти двигательные навыки развиваются как следует лишь к пяти—пяти с половиной годам. Что касается навыков бегания, то даже у пятилетних детей они далеко не всегда совершенны. Это, конечно, общие сведения: некоторые дети подвижнее других чуть ли не с пеленок, другие предпочитают не торопиться. Отсюда следует еще одно замечание: изучайте индивидуальные особенности физического развития вашего ребенка.

Игры, которые мы предлагаем вам ниже, способны сделать ребенка любого уровня подготовленности более подвижным и выносливым.

Лови — толкай

Возраст : 5 — 7 лет.

Цель игры : научить детей рассчитывать свои силы при выполнении однообразных движений. Игра тренирует мышцы ног и поясничного отдела, а также развивает быстроту и четкость движений.

Необходимое оборудование : резиновые или волейбольные мячи (по количеству пар игроков).

Ход игры (в игре участвует четное число человек). Участники игры разбиваются на пары. В каждой паре игроки располагаются лицом друг к другу на расстоянии примерно 1 м, причем один из игроков стоит, а второй присаживается на корточки. Присевший игрок берет мяч и подталкивает его стоящему игроку. Тот должен быстро наклониться, не сгибая при этом ног, и перехватить мяч, после чего, выпрямившись, кинуть мяч напарнику, который, чтобы поймать мяч, должен быстро встать. После условленного количества перекидываний мяча игроки меняются местами. Играть можно до тех пор, пока это не надоест, или до того, пока не выйдет заранее обговоренное время. Побеждает та пара, движения которой были самыми точными, а количество пойманных мячей — наибольшим.

Примечание . Для этой игры можно выбрать ведущего, который будет засекать время и следить за ходом игры. Роль ведущего могут выполнять воспитатель или учитель.

Колобок

Возраст: 6—8 лет.

Цель игры: развить у детей навыки бегания, способствовать вырабатыванию правильного дыхания. Игра делает детей более выносливыми и быстрыми.

Необходимое оборудование: несколько одинаковых мячей (резиновых или футбольных) по количеству игроков.

Ход игры (в игре одновременно могут принимать участие 8—10 ребят). Участники игры становятся в линию на одной стороне площадки или спортивного зала. У каждого игрока есть «колобок» — мяч. Дети кладут мячи на пол перед собой, а потом хором декламируют слова из сказки.

Я Колобок, Колобок,

Я от дедушки ушел

И от бабушки ушел и т. д.

С последним словом кричалки дети с силой толкают ногой каждый свой мяч, а потом бегут за ним, стараясь первыми поймать свой «колобок». Самый нерасторопный участник выходит из игры, а оставшиеся игроки вновь выстраиваются в линию, и игра продолжается.

Примечание. Чтобы игра состоялась и все игроки получили изначально равные шансы, нужно проследить за тем, чтобы площадка для игр была ровной (или с небольшим уклоном в направлении бега). Кроме того, дети должны стараться толкнуть ногой мяч как можно дальше (это тоже должно учитываться во время игры). Для наблюдения за ходом игры можно заранее выбрать ведущего (желательно, чтобы это был старший).

Кто сильнее?

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры:

Ход игры . В игре участвуют две равные команды игроков (оптимальное число игроков каждой команды — 7—8 человек). Для начала расчерчивается игровое поле. Оно представляет собой три линии, проведенные на расстоянии 8—10 шагов друг от друга. Длина каждой линии составляет примерно 4,5—5 м. Все линии должны быть равной длины и располагаться на одинаковом расстоянии.

Обе команды выстраиваются на двух крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней линии так, чтобы каждый игрок одной команды оказывался между двумя игроками команды противника, после чего все игроки берут друг друга под руки. Таким образом, из игроков выстраивается цепь, причем каждая команда смотрит в противоположную сторону. Игра начинается. Суть ее проста: команды должны попытаться перетянуть друг друга, пятясь и стараясь сдвинуть противника с места. Получается, что игроки каждой команды будут тащить всю цепь на «свою» линию, туда, где команда стояла в начале игры, до того как все сошлись посередине поля. И победят в результате те игроки, которые окажутся сильнее.

Примечание . Если в процессе игры цепь рвется, то игроки, повинные в разрыве цепи, выбывают из игры.

Перетяжки

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: развить у детей силу и выносливость.

Ход игры . Это еще одна из многих игр на перетягивание, простая, но увлекательная. На игровом поле чертят линию, затем по обе стороны от нее на расстоянии вытянутой руки друг от друга встают два игрока. По сигналу ведущего, наблюдающего за игрой, играющие начинают единоборство: каждый пытается перетянуть противника к себе, заставив его перейти линию. Игрок, который оказался сильнее, объявляется победителем.

Примечание. В эту игру можно играть и командами. В этом случае в игре принимают участие две команды с равным количеством игроков в каждой. Игроки команд становятся друг против друга каждый со своей стороны от линии. По команде ведущего противники пытаются перетащить друг друга за линию к себе. Если игроку это удалось, то его противник считается пленным и должен принять активное участие в «сражении»: встать позади игрока-победителя, обхватить его за талию и попытаться перетащить на свою сторону еще одного члена своей команды. При таком варианте игры побеждает та команда, которой удалось набрать большее количество пленных.

Мышкин дом

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей выносливость, ловкость движений и быстроту реакции.

Ход игры (в ней должно принимать участие не менее десяти человек). С помощью считалки среди участников игры выбираются «кошка» и «мышка». Все остальные участники становятся в круг, держась за руки и подняв их вверх. Это мышкин «дом». Поднятые вверх сцепленные руки двух игроков образуют собой «ворота», через которые можно пробегать. Если игроки опустят руки вниз, «ворота» будут считаться запертыми.

Игра начинается: «кошка» начинает бегать за «мышкой». По правилам игры и «кошка», и «мышка» могут как бегать с внешней стороны круга, так и забегать в него. Изюминка игры состоит в том, что игроки, стоящие в кругу, сочувствуют «мышке» и мешают «кошке» поймать ее. Для этого они, опустив руки, могут «запереть ворота» за вбежавшей в «домик» «мышкой» и тем самым не дать «кошке» догнать ее. Кроме того, таким образом они могут запереть и «кошку» в «домике», так что в этой игре «кошке» приходится труднее всех. После того как «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

Репка

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры : развить выносливость у детей. Игра способствует улучшению координации движений, развивает их быстроту.

Необходимое оборудование : две шапочки в виде репки (например, бумажные ободки, к которым спереди приклеены вырезанные из цветной бумаги репки), два стула.

Ход игры . Это игра-эстафета, в которой могут принимать участие 14 человек. Игроки делятся на две команды, каждая из которых состоит из «репки» и, сообразно сказочному сюжету, тех, кто репку вытягивал. Команды выстраиваются у стартовой черты. «Репки» надевают шапочки и садятся на стулья с противоположной стороны помещения или площадки лицом к своей команде. Игра начинается. По команде ведущего первые игроки команд («дедки») добегают до стульев, на которых сидят «репки». Обежав стул со «своей репкой», «дед» возвращается назад, к стартовой черте, где за него цепляется «бабка». Они добегают до репки уже вдвоем, огибают стул и возвращаются на место, где к ним присоединяется «внучка». Таким образом, команда, вытягивающая репку, растет с каждой пробежкой. После того как к ней присоединяется последний игрок — «мышка», команда добегает до стула, на котором сидит «репка», «выдергивает» ее («репка» цепляется за «мышку») и возвращается на свое место. Та команда, которая быстрее вытянет «репку», объявляется победительницей.

Примечание . От первых игроков команды — «дедок» — требуется больше выносливости: они не только бегают больше остальных игроков, но и тащат за собой весь «паровозик» из игроков команды. Вот почему «дедками» нужно назначать самых сильных ребят.

Игра-эстафета на ловкость и скорость

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры : выработать у детей ловкость и быстроту движений. Игра способствует развитию выносливости и силы, а также закрепляет многие навыки, необходимые для гармоничного физического развития ребенка, как то: бег, ходьба, прыгание и т. д.

Ход игры. В нее играют командами с равным количеством игроков в каждой. Команд может быть две и больше. Ведущий (старший) наблюдает за ходом игры, следя за тем, чтобы все задания выполнялись играющими точно и правильно. Игра проводится как обычная эстафета, но ее участники не просто бегают от старта до финиша и обратно, а выполняют определенные действия.

♦ Первый тур: игроки обеих команд по очереди бегут до финиша и тем же способом возвращаются назад.

♦ Второй тур: игроки не бегут, а передвигаются так называемыми гигантскими шагами, то есть стараются делать шаг как можно шире, однако при этом не переходят на бег.

♦ Третий тур: игроки доходят до финишной прямой и возвращаются, но шаги они делают не как обычно, а скрестив ноги. Быстро передвигаться таким образом не получится, но кто-то все равно сделает это быстрее всех остальных и более ловко.

♦ Четвертый тур: перед началом этого тура ведущий вручает первым игрокам команд по два листа картона размером чуть больше длины ступни. Игроки должны передвигаться, наступая только на эти «островки». Для этого каждый из них должен встать обеими ногами на первый лист, положить впереди себя второй, переступить на него и забрать лист, оставшийся позади.

♦ Пятый тур: игроки бегут, но не как обычно, а задом наперед. Чтобы не упасть, они могут смотреть через плечо.

Побеждает та команда, которая справилась со всеми заданиями быстрее и правильнее всех.

Примечание. Разумеется, мы предложили лишь некоторые варианты игровых заданий. Вы можете придумать и свои, не бойтесь подключить свою фантазию. Главное — не перестарайтесь: принимайте во внимание уровень физического развития детей и их возможности.

Тянем-потянем

Возраст : 5 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей мышечную силу. Игра прекрасно укрепляет мышцы рук и ног.

Необходимое оборудование : металлический спортивный обруч.

Ход игры (минимальное количество игроков — двое, максимальное — шестеро). Игроки делятся на две равные команды. Обруч кладется посередине помещения или площадки. С противоположных сторон на расстоянии 1,5 м от

обруча проводятся две черты. Команды игроков отходят на равное расстояние от обруча. По команде ведущего (старшего) обе команды бегут к обручу и хватаются за него с противоположных сторон. Задача игроков — тянуть обруч на себя и не дать другой команде возможности перетащить обруч за противоположную черту. Выигрывает та команда, которая смогла перетащить обруч на свою половину.

Примечание. Перетягивать можно и обычный канат или прыгалку.

Почта

Возраст : 5 — 8 лет.

Цель игры: развить навыки по подниманию тяжестей, тренировать мышцы рук. Кроме того, игра развивает ловкость и координацию движений.

Необходимое оборудование : фанерный ящик или мешочек с песком. Вес — 200—250 г для детей пяти-шести лет, 300 г — для детей шести-семи лет, 450—500 г — для детей восьми лет.

Ход игры. Игроки (число участников строго не ограничивается) встают в круг лицом к середине круга. Одному из игроков в кругу — он будет считаться первым — дается «посылка» (ящичек или мешочек с песком). Второй из игроков, стоящий в противоположной стороне круга строго напротив первого игрока, назначается «адресатом». По команде игра начинается. Первый игрок передает «посылку» стоящему рядом игроку, тот — следующему и т. д. Когда посылка доходит до «адресата», он говорит: «Получил! Жди ответа!» — и передает посылку следующему игроку. Так по цепочке «посылка» возвращается к первому игроку.

Если «посылка» выскальзывает из рук кого-то из игроков, то он должен заплатить фант (например, попрыгать на одной ноге).

Объявляются результаты: когда «посылка» дошла быстрее — до адресата или обратно до отправителя. В соответствии с этим одна из сторон круга («почта») объявляется самой лучшей.

Примечание. В этой игре не помешает помощь старшего. Он может следить за ходом игры, отмечать промахи игроков, требовать выплаты фанта, засекать по секундомеру показатели каждой команды и объявлять результаты.

Кенгуру

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры : развить силу и выносливость у детей, научить их действовать в команде. Игра превосходно тренирует мышцы ног, способствует приобретению равновесия.

Необходимое оборудование : большой надувной мяч.

Ход игры (в игре может принимать участие от 10 до 20 игроков). На площадке или на полу в помещении размечается игровое поле: с противоположных сторон рисуются «ворота», посередине поле непрерывной линией делят пополам. Центр поля отмечают кружком.

Игроки делятся на две команды с равным количеством участников. Мяч помещается в центр поля. Игра начинается. Суть игры состоит в том, чтобы провести мяч к воротам противника и забить гол. «Изюминка» игры заключается в том, как передвигаются игроки: ходить и бегать нельзя, можно лишь прыгать, как кенгуру, держа ноги вместе. Руки игроки прижимают к груди, касаться ими мяча запрещено. Толкать мяч становится возможным только в прыжке. Выигрывает та команда, которая забивает больше голов в ворота противника.

Примечание . В этой игре правила можно и слегка усложнить. Например, как в настоящей взрослой командной игре, можно разделить ее на таймы (один тайм длится 3—5 минут). После каждого тайма команды могут меняться местами.

Площадка для игры (особенно если игра проходит на улице) должна быть ровной.

Поймай мяч

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей точность и быстроту движений. Игра способствует повышению выносливости у детей.

Необходимое оборудование : резиновые мячи по количеству участников, длинная веревка (скакалка).

Ход игры (в ней могут принимать участие 4—5 человек). Веревка натягивается поперек игрового поля в его центре на расстоянии приблизительно 1,5 м от земли. С одной стороны от веревки отсчитывается примерно 0,5 м, и на этом расстоянии мелом чертится линия (параллельно натянутой веревке). Игрокам вручается по мячу, после чего все они становятся в ряд на линии. По команде ведущего (взрослого) игроки подкидывают мячи так, чтобы они перелетели через веревку, и сами же ловят их, пробегая под веревкой. Действия игрока считаются точными, если мяч, переброшенный через веревку, не касается земли. Выигрывает тот игрок, который окажется самым быстрым и сильным; играть в этой игре можно на очки, присваиваемые игроку за каждый удачный бросок.

Примечание . Вот маленькая хитрость, которая позволит игрокам выигрывать. Мяч нужно подкидывать по возможности повыше, но не далеко. Именно при этом условии игрок успеет проскочить под веревкой вовремя, чтобы поймать мяч. Все же, несмотря на эту хитрость, игра эта не из простых, поэтому условия игры можно оговорить. Например, бросок и поимку мяча можно будет считать удачными, если мяч, переброшенный через веревку, коснется земли не более одного-двух раз.

Цепи

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей силу и быстроту движений.

Ход игры. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников (по 6—8 человек). Команды становятся в линию напротив друг друга на расстоянии 5—6 м. Игроки обеих команд крепко держатся за руки. Жребием или по договоренности определяется, какая команда начнет игру. Игроки этой команды начинают говорить хором:

Цепи-цепи кованы,

Цепи не раскованы.

После этого они выкрикивают имя любого игрока из команды противников. Игрок, разбежавшись, старается силой прорвать «цепь» команды противников (игроки, напоминаем, крепко держатся за руки). Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, прихватив с собой «пленника» — одного из игроков команды противников. Если же игроки настолько крепко держались за руки, что их «цепь» не удалось «расковать», игрок сам попадает в плен к команде противников.

Играют до тех пор, пока все игроки не окажутся в одной команде.

Домики

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей навыки бегания, а также быстроту реакции.

Ход игры (в игре участвует четное число игроков; одновременно может играть практически неограниченное количество участников). Игроки становятся в круг парами: первый игрок каждой пары встает впереди, второй — позади первого. Все игроки стоят лицом в круг.

Одна пара игроков должна остаться вне круга: одному игроку придется убегать, а другому — догонять. Бегать они имеют право только по внешнему кругу. Устав (или почувствовав опасность), убегающий игрок может вбежать в «домик», то есть встать перед первым игроком любой стоящей в круге пары. Таким образом, стоящий за спиной первого второй игрок становится третьим, то есть лишним, и наступает его черед убегать. Если же игрока все-таки догонят, ему самому придется догонять. Одного безусловного победителя в этой игре нет: играть в «Домики» можно до тех пор, пока это не надоест.

Волк и козлята

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей выносливость, умение рассчитывать движения.

Ход игры . Перед началом игры нужно разметить игровое поле. Для этого посередине площадки или помещения на земле или на полу рисуется извилистая «дорожка». Ширина дорожки не должна превышать 1 м (можно сделать ее и уже, это зависит от возраста детей). Дорожка может быть прямой и ровной, а может и извиваться, образовывать зигзаги, причем ширина ее может быть где больше, а где меньше.

Среди игроков (играть можно всей группой или классом) с помощью считалки выбираются три-четыре «волка», которые становятся в разных местах дорожки, карауля «козлят» — остальных игроков, находящихся за пределами дорожки по обеим ее сторонам.

Суть игры состоит в том, что «козлята» перепрыгивают через дорожку, а «волки» стараются их «запятнать». Если это удается, «козленок» выбывает из игры.

Примечание . В «Волка и козлят» играют, соблюдая два непременных условия. Первое: «волки» имеют право находиться только в пределах дорожки. Второе: «козлята» могут только перепрыгивать через «дорожку», но не переходить и не перебегать ее.

Охотник

Возраст: 5,5 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей навыки бегания. Игра способствует выработке быстроты и точности движений, а также развивает слуховое внимание.

Необходимое оборудование : резиновый мяч средних размеров.

Ход игры. В игре принимают участие 10—15 человек (можно расширить круг участников идо 20). Играть надо на четко размеченном игровом поле или в помещении (спортивном зале). С помощью считалки выбирается «охотник», которому достается мяч. Все остальные играющие тихо, так, чтобы не услышал «охотник», решают, кто каким зверем будет называться. После этого все «звери» выстраиваются перед охотником в ряд на расстоянии приблизительно 2—3 м. Мяч лежит возле ног «охотника». «Охотник» наудачу произносит название какого-нибудь зверя. Если среди игроков есть назвавшийся этим животным, то он срывается с места и бежит в противоположную от «охотника» сторону, никуда не сворачивая. «Охотник» бросает мяч. Если игрок оказался «осаленным» мячом, то он присоединяется к «охотнику». Обязательное условие: «охотник» должен кидать мяч, не сходя со своего места. Поймав таким образом нескольких «зверей», «охотник» говорит: «Ловлю зверей». При этом все «звери» разбегаются, а «охотник» с игроками, ранее «осаленными» им, бросается ловить их. После того как «охотник» поймает таким образом четверых-пятерых игроков, игра начинается заново: выбирается новый «охотник». Играть можно, пока это не наскучит.

Примечание . Если «охотник» называет животное, название которого не взял себе ни один из игроков, ему приходится заплатить фант: спеть, станцевать, прочитать стихотворение.

Прокати мячик

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: научить детей точно рассчитывать силу движения. Игра способствует развитию ловкости и точности глазомера.

Необходимое оборудование: резиновые мячи по количеству пар игроков.

Ход игры. В нее играют попарно. Двое детей садятся на пол лицом друг к другу, каждой паре игроков дается мяч. Расстояние между игроками в паре должно равняться приблизительно 1,5 м. Первый игрок пары энергично отталкивает от себя мяч, делая сильное движение кистью руки. Второй игрок ловит этот мяч. Если это было выполнено удачно, игроки имеют право немного отодвинуться друг от друга, после чего с силой отталкивает от себя мяч уже второй игрок, а первый ловит. В случае удачи оба игрока вновь немного отодвигаются друг от друга. Таким образом, расстояние между ними может увеличиваться до 3 или даже 4 м; многое, как вы понимаете, зависит здесь от игровых навыков и степени физического развития детей. Игроки в паре, допустившей промах, либо вообще выходят из игры, либо, что лучше, имеют право повторить попытку — один раз или неоднократно.

Примечание . Методически более верно подбирать в пары игроков, один из которых лучше владеет движением.

Пятнашки (салки)

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей выносливость, быстроту и увертливость движений.

Ход игры (в нее можно играть всей группой или классом). Среди игроков выбирается водящий, остальные игроки становятся вокруг него. По команде водящего «Раз! Два! Три! Беги!» игроки разбегаются по игровому полю (площадке). Задача водящего — догнать и «запятнать» кого-либо из игроков, то есть, настигнув его, дотронуться до него рукой. После этого «запятнанный» сам становится водящим и, в свою очередь, старается запятнать любого другого игрока. «Запятнанный» игрок должен сразу же поднять руку и крикнуть: «Я салка!» (или «Я вожу!»), поскольку в пылу игры это может быть и не замечено другими игроками. В игре есть и еще одно необходимое условие: новоиспеченный «салка» не имеет права «пятнать» предыдущего водящего — тому нужно некоторое время, чтобы отбежать на более безопасное расстояние.

Примечание. Эта игра — настоящее испытание детей на выносливость. Несмотря на всю свою подвижность и энергичность, дети выбиваются из сил. Вот почему целесообразно вносить в игру какие-то специальные условия. Например, будет считаться, что игрок в «домике», если он ухватится рукой за какой-нибудь железный предмет (благо что на любой детской площадке имеются всевозможные металлические турники и лесенки) или постоит на одной ноге, ухватившись за нее обеими руками. Кстати, в последнем случае «салка» может сменить тактику: перестав бегать за другими игроками, он может остановиться возле игрока в «домике» и дождаться, когда тот устанет стоять на одной ноге или потеряет равновесие. Можно сделать и другой «домик» (например, начертить на площадке круг). Вбежавших в центр этого круга игроков пятнать нельзя.

Есть и еще один вариант этой игры: «салка» «пятнает» игроков не рукой, а мячом, которым он может кидать в игроков.

Кто быстрее?

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей выносливость, умение правильно расходовать физическую энергию. Игра закрепляет навыки бросания мяча и учит работать в команде.

Необходимое оборудование : два небольших мяча (можно теннисных) одинакового веса и размера, но разных цветов.

Ход игры . Играют две команды с равным количеством участников. Кроме того, для игры необходим ведущий, который ведет счет и наблюдает за игрой (им может стать кто-то из старших). Две команды выстраиваются у стартовой черты (игроки каждой команды стоят друг за другом). Первым игрокам обеих команд дается по мячу. По команде ведущего они бросают мячи с тем расчетом, чтобы они пролетели как можно дальше. Затем опять по сигналу ведущего игроки (по одному из обеих команд) бегут каждый за своим мячом. Подняв мяч, игрок бежит назад, к команде, и отдает мяч первому игроку.

Выигрывает тот, кто принесет мяч быстрее, в этом случае команде победителей засчитывается очко. Игра идет на время по договоренности. Команда, успевшая набрать наибольшее количество баллов, считается выигравшей.

Примечание. Проведение этой игры возможно только при соблюдении двух условий, за чем должен внимательно следить ведущий. Первое условие состоит в том, что все в игре (бросать мяч и бежать за ним) нужно делать по команде. Игроки, начавшие действовать до сигнала, не приносят призовое очко команде. Второе условие касается первых игроков: они должны постараться метнуть мячи как можно дальше — нарочитое «недобрасывание» мяча считается нечестной игрой. В игре кидают мячи всегда первые игроки: игроком же, догоняющим мяч, может быть любой член команды.

Петушиные бои

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей силу и ловкость. Игра способствует также выработке правильной координации движений и равновесия.

Ход игры . Размечается игровое поле. Для этого на площадке (играть желательно на песке, а не на асфальте, так как в этой игре не избежать падений) надо начертить круг диаметром приблизительно в 1,5—2 м. Суть игры — единоборство. Из желающих поиграть с помощью считалки выбирается двое игроков. Они становятся в центр круга лицом Друг к другу. Суть игры состоит в том, что один игрок должен постараться вытолкнуть своего противника за пределы круга. Сделать это не так-то просто: игроки при этом должны стоять на одной ноге, а локти у них должны быть прижаты к бокам (на манер петушиных крыльев). Таким образом, толкать и теснить друг друга можно только боком, стараясь при этом сохранить равновесие, прыгая на одной ноге. В игре строго запрещается подталкивать противника руками, а также вставать на обе ноги. Конечно, игра может затянуться, и в этом случае игроки имеют право поменять ногу, но сделать это можно, не останавливаясь и не касаясь земли одновременно двумя ногами, а в прыжке.

После того как в паре определился победитель, в игру вступает новая пара игроков. Игру можно закончить, когда в каждой паре определится победитель. Можно поступить и по-другому: если игра увлекла детей, можно устроить и настоящее соревнование с полуфиналом и финалом, в котором определится абсолютный победитель.

Примечание . Теснить противника станет немного труднее, если игроки не прижмут локти к бокам, а ухватятся руками за «свободную» ногу, немного прогнувшись при этом. Сохранять равновесие в таком положении довольно сложно, поэтому рекомендуем его для детей более старшего возраста.

Кроме того, играть в «петушиные бои» могут не только пары, но и большее количество участников. Игроки должны встать по кругу (лицом к его середине) и попытаться вытолкнуть из круга любого из своих «соседей». В этом случае количество игроков будет постоянно сокращаться, пока не дойдет до единоборства двух самых сильных противников: их бой должен проходить в центре круга, его правила мы описали.

Раз — ковбой, два — ковбой

Возраст : 5 — 7 лет.

Цель игры: развить быстроту и точность движений у детей. Игра тренирует мышцы рук, делая их сильнее.

Необходимое оборудование: две длинные узкие скамейки, из тех, что используются на уроках физкультуры.

Ход игры. Ведущий (старший) напоминает детям известный одноименный мультфильм, после чего спрашивает детей, на чем и как ездят ковбои. Естественно, правильный ответ — верхом на лошади. После этого ведущий предлагает детям поиграть в ковбоев. Две скамейки ставятся параллельно друг другу. В игре одновременно принимают участие двое играющих. Они садятся верхом каждый на свою скамейку и по команде ведущего начинают «скакать». За неимением лошадей ковбои передвигаются по скамейке так: сидя на ней верхом, игрок хватается обеими руками за скамейку, стараясь потянуться как можно дальше, а потом подтягивается вслед за руками сам. Затем снова тянется как можно дальше, и вновь переносит тело, подтягиваясь на руках. Выигрывает тот «ковбой», который лучше «ездит верхом», то есть быстрее «проезжает» по всей скамейке.

Примечание. В нашем варианте игры одновременно участвуют только два игрока, но никто не мешает вам поставить три—четыре скамейки и дать одновременно поиграть большему количеству ребят. Игру можно сделать и командной (например, поделить всех игроков на две команды). Первые игроки изображают ковбоев, потом, достигнув противоположного конца скамейки, они бегом возвращаются к своей команде и становятся в ее конец, а в игру вступает новая пара игроков. Таким образом, побывать ковбоями смогут все игроки команд. Та команда, которая справится с заданием быстрее другой, объявляется победительницей.

Увернись от мяча

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей силу и выносливость. Игра закрепляет навыки владения мячом и развивает ловкость.

Необходимое оборудование : волейбольный или резиновый мяч.

Ход игры . В игре одновременно может принимать участие до десяти человек. Среди игроков выбирается водящий, которому отдается мяч. Игроки выстраиваются в линию лицом к водящему на расстоянии 3—5 м от него. Игра начинается. Задача водящего — «выбить» мячом любого из игроков. Он кидает мяч, стараясь попасть в одного из них. Игроки, не имея права отбегать, имеют все же немало возможностей увертываться от мяча: они могут подпрыгивать с тем расчетом, чтобы мяч пролетел под ними, отпрыгивать в сторону или просто уклоняться от мяча. Обязательное условие: увертываясь от мяча, игроки не имеют права отходить от линии больше чем на один шаг в любую сторону.

Игра может протекать по-разному. Первый вариант: водящий задевает мячом игрока, который становится на место водящего (сам водящий при этом встает к остальным игрокам). Второй вариант, пожалуй, более интересен: водящий старается «осалить» мячом поочередно всех игроков. Играющий, который был задет, выходит из игры, и игроков, стоящих на линии, становится все меньше и меньше. Понятно, что с каждым новым этапом игры задача водящего становится все сложнее: если раньше мяч легко мог попасть в кого- то из игроков, то теперь задеть одного или двух оставшихся на линии становится трудно — мяч часто «бьет» впустую. Играть по первому варианту можно до тех пор, пока это не надоест, а по второму — пока не будет выбит мячом последний игрок, после чего игру можно или прекратить вообще, или начать заново.

Прыжки с препятствиями

Возраст : 6 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей навыки прыгания. Игра прекрасно тренирует мышцы ног.

Необходимое оборудование : длинная скакалка или веревка.

Ход игры. Двое игроков встают друг против друга, держа концы скакалки так, чтобы она была натянута. Остальные игроки пробуют прыгать через нее. Обязательное условие: прыгая, надо наступить на скакалку обеими ногами. Трудности игры заключается в том, что держащие скакалку игроки после каждого прыжка приподнимают ее. Например, первый прыжок совершается, когда скакалка находится на уровне щиколоток, второй — на уровне голеней, третий — на уровне колен и т. д. Игрок, сделавший удачный прыжок, имеет право на другой, но уже более сложный. Если же он допустил промах — недопрыгнул или наступил на скакалку только одной ногой, то он уступает очередь другому игроку, а когда очередь снова дойдет до него, он имеет право начать с прыжка, на котором в прошлый раз потерпел неудачу. В игре побеждает тот, кто смог выполнить удачный прыжок на самую большую высоту.

Десяточки

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей выносливость, точность и аккуратность движений. Игра закрепляет и совершенствует навыки прыгания через скакалку.

Необходимое оборудование : скакалка. Ход игры. В игре принимают участие до 6 человек. Суть игры состоит в прыгании через скакалку, но не простом. Каждый этап игры носит названия одного из числа, причем очередность их идет в соответствии с обратным отсчетом: сначала игроки прыгают «десяточки», потом «девяточки», потом «восьмерки» и так далее вплоть до единицы.

Как правильно нужно прыгать?

♦ «Десяточки» — десять прыжков на двух ногах через скакалку.

♦ «Девяточки» — девять прыжков через скакалку на правой ноге.

♦ «Восьмерки» — восемь прыжков на левой ноге.

♦ «Семерки» — семь прыжков со скрещенными ногами.

♦ «Шестерки» — шесть прыжков на двух ногах, но руки, держащие скакалку, перекрещиваются.

♦ «Пятерки» — пять прыжков на двух ногах.

♦ «Четверки» — четыре прыжка на правой ноге.

♦ «Тройки» — три прыжка на левой ноге.

♦ «Двойки» — два прыжка со скрещенными ногами.

♦ «Единички» — один прыжок на двух ногах, руки, держащие скакалку, скрещены.

Побеждает игрок, который первым последовательно пройдет все этапы игры. Сделать это не так-то просто. Игрок, допустивший ошибку, уступает очередь следующему игроку. Когда же снова подойдет его очередь, он продолжает играть с того момента, на котором остановился в прошлый раз.

Среди игроков, правильно выполнивших все задания, самым лучшим считается тот, кто выполнил все прыжки непрерывно: не останавливаясь перед каждым новым этапом игры. Конечно, это удается не сразу, но уж если это начинает получаться, значит, игроки прошли проверку на выносливость.

Гвоздики

Возраст : 6 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей силу движений. Кроме того, игра выполняет и другие функции: способствует выработке хорошего глазомера, развивает мышление и является обучающей, так как учит детей (в первую очередь, конечно, мальчиков) правильному обращению с инструментами.

Необходимое оборудование : большой гвоздь с широкой шляпкой, молоток. Неопытные игроки могут вбивать гвоздь в землю, более опытным же можно предложить чурбачок или кусок толстой доски.

Ход игры. Это игра-соревнование, которая состоит из двух туров. Одновременно в ней могут участвовать двое игроков, но после того, как они прошли оба тура, они могут уступить место новой паре, если есть еще желающие поиграть.

♦ Первый тур: нужно вбить гвоздь в землю или чурбачок минимальным количеством ударов. Ведущий (старший) слегка вбивает гвоздь так, чтобы он плотно вошел в дерево (землю), после чего игроки пробуют свои силы. Побеждает тот, кто затратит на вбивание гвоздя меньшее количество ударов молотком. Сделать это, не мобилизовав свои силы, попросту невозможно, так что игрокам придется забыть о лени и приложить максимум усилий.

♦ Второй тур: ведущий слегка вбивает гвоздь, после чего передает молоток одному из игроков. Игроки вбивают гвоздь, делая по очереди по одному удару. В этой игре проигрывает тот, чей удар стал последним и гвоздь оказался полностью вбитым. Здесь игрокам придется соразмерять свои силы, полагаясь на глазомер: они должны уметь правильно пользоваться молотком и стараться делать не слишком сильные удары.

По окончании игры ведущий подводит итоги и объявляет победителя. Если в первом туре победил один игрок, а во втором — другой, то ведущий говорит, что победила дружба, и объявляет ничью.

Примечание. В этой игре многое зависит от опыта игроков. Неопытным для начала неплохо было бы потренироваться. Думаем, это понравится любому мальчишке. Не совсем опытным и не слишком сильным игрокам лучше забивать гвоздь в землю, а не в дерево: во-первых, земля — значительно более податливый материал, во-вторых, вбитый гвоздь можно будет легко вытащить и использовать во втором туре. Более опытные игроки могут испробовать свои силы и на дереве.

Вид проекта:

Информационно образовательный, долгосрочный.

Участники проекта:

  • дети всех групп;
  • родители воспитанников;
  • воспитатели;
  • инструктора по физической культуре.

Сроки реализации проекта:

Актуальность проекта

В связи с тем, что для дошкольников разработано недостаточное количество подвижных игр, нами был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработан проект ненецких подвижных игр для дошкольников. С помощью ненецких подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.

Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация деятельности по Ненецким подвижным играм. Ненецкие подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.

Цель проекта:

Развитие двигательной активности и физической подготовленности посредствам ненецких подвижных игр.

Задачи:

  • Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с ненецкими подвижными играми
  • Способствовать привитию патриотизма и любви у детей к Ямало-ненецкому автономному округу
  • Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д.). Удовлетворять потребность детей в движени.
  • Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно – силовые, координационные и др.).
  • Формировать умения выполнять правила ненецких подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
  • Воспитать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
  • Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
  • Способствовать развитию самоконтроля и самоотценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
  • Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Скачать проект полностью

Приложение к проекту

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Ненецкие подвижные игры»

Пояснительная записка.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.

Игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.

Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

С помощью ненецких подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.

Влияние природно-климатических факторов Крайнего Севера (длительные, суровые зимы, низкие температуры воздуха и т. д.) приводят к сокращению или отсутствию прогулки, что создаёт дефицит движений.

Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация деятельности по Ненецким подвижным играм. Ненецкие подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности

Актуальность.

В связи с тем, что для дошкольников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, нами был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программаненецких подвижных игр для дошкольников.

Целью является повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию Ненецких подвижных игр.

Задачи:

  • удовлетворение потребности детского организма в движениях;
  • снижение тяжести адаптации детей к дошкольному учреждению;
  • развитие двигательных, скоростно-силовых качеств, общей выносливости;
  • развивать глазомер и силу рук; укреплять у детей силу мышц рук и туловища.

Таким образом, оптимальное использование Ненецких подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.

В подвижных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; старшие дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.

Большую воспитательную ценность имеют правила Ненецких подвижных игр . Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием Ненецких подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально-волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.

Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

От детей дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако Ненецкие подвижные игры заставляют ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы…), ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты. В которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально-волевых качеств взаимосвязано.

Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.

Ненецкие подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.

Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствует более быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

Данную программу могут использовать в своей деятельности инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, воспитатели групп.

И получить сертификат к аттестации ?


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении