Игровой портал - AlawarsFree

Условное обозначение деревянного моста. Условные тактические знаки. Части и подразделения ПВО

Чтобы правильно пользоваться топографической картой, необходимо ознакомиться с общепринятыми символами и обозначениями.При оформлении топографических карт и планов различные объекты, расположенные на отображаемой местности, обозначаются специальными условными знаками.

К основным объектам на карте относятся следующие пункты:

  1. Города.
  2. Посёлки.
  3. Реки, пруды и прочие водоёмы.
  4. Горы.
  5. Промышленные предприятия.

В представленный список вошли не все объекты, размещаемые на картах.

Разновидности условных обозначений

Условные знаки топографических карт бывают масштабными (контурными), внемасштабными, линейными, пояснительными.

Масштабные условные обозначения топографических карт используются для изображения объектов местности, которые выражены в соответствующем масштабе. Площадь таких объектов можно измерить непосредственно на карте, пользуясь линейкой с делениями.

Например, чтобыприблизительно узнать размеры озера, леса, населенного пункта, нужно вычислить площадь объекта на карте (расчертить на клеточки в 1 см2, посчитать количество полных и неполных клеточек), а затем, при помощи масштаба, перевести результат в километры.

С помощью внемасштабных условных обозначений показываются конкретные объекты, расположенные на местности, изображённые не в масштабе карты. К примеру, если необходимо нанести на карту, отдельно стоящий столб, дерево, здание, геодезический пункт и пр. Их намеренно изображаютв увеличенном виде.

Чтобы обозначить точное положение данного объекта на карте, ставится главная точка в центре условного знака - квадрата, кружка, звёздочки и т.п.

Линейными условными знаками изображаются на местности горизонтали и протяжённые объекты. К ним относятся следующие обозначения:

  • железные дороги;
  • автомобильные трассы;
  • электрические линии;
  • просеки;
  • реки, ручьи;
  • обозначения границ.

Протяжённость таких объектов выражена в соответствии с масштабом карты. Ширина данных обозначений изображается вне зависимости от масштаба. Она, как правило, превышает действительные размеры. Продольная ось условного знака наносится на план местности в соответствии с расположением объекта (параллельно).

Чтобы дать дополнительную характеристику одному или нескольким объектам на местности, используются пояснительные условные топографические знаки, символы и подписи.

К примеру:

  • очертания лиственного или хвойного деревца на площади леса указывают на преобладающие породы насаждений, среднюю высоту и толщину их стволов;
  • при помощи поперечных штрихов на условном значке железнодорожного полотна обозначается количество путей;
  • буквы и цифры на шоссейной дороге - материал дорожного покрытия, ширина трассы;
  • обозначение габаритов мостов, а также их грузоподъёмность.

Пояснительные условные знаки на топографических картах и планах дают более полную информацию о характере данной местности.

Имена собственные, пояснительные надписи и пр. наносятся на топографическую карту специальным установленным шрифтом, буквы имеют определённый размер.

Допустимые условности на карте

Иногда топографическая карта содержит изображение отдельных объектов в условном виде. Например, наносятся внешние границы конкретного населённого пункта. При этом обозначаются главные магистрали и перекрёстки. Если изображены некоторые строения, они характеризуют плотность застройки, но не точное их количество.

Чтобы показать густое расположение однородных предметов (домов, курганов, колодцев и т. п.), изображаются только объекты, стоящие на границах данной площади, в соответствии с их точным нахождением.

Условные символы промышленных предприятий (фабрик, заводов) ставятся в местах, где расположено главное здание или самая высокая заводская труба.

Размеры условных обозначений

Слева от условного знака располагаются цифры, отображающие его размеры в миллиметрах на карте. Две подписи означают высоту и ширину прямоугольного знака. Если надпись одна - это говорит о том, что обе величины равны между собой.

Всем знакомый условный значок - кружок имеет цифровую подпись, указывающую на его диаметр. Звезда - диаметр описанной окружности, равносторонний треугольник - его высота.

Цвета условных символов

Независимо от масштаба карты, различные топографические обозначения закрашиваются в определённые цвета и оттенки:

  1. Контуры границ, штриховые знаки земельных участков - чёрный цвет.
  2. Элементы рельефа - коричневая фоновая закраска.
  3. Реки, ледники, болота - синие линии, штриховки.
  4. Водное зеркало - голубой фон.
  5. Площади с деревьями, кустарниками - зелёный.
  6. Виноградники - светло-зелёный.
  7. Огнестойкие строения, асфальтные дороги - оранжевый.
  8. Не огнестойкие здания, грунтовые дороги - жёлтый.

Помимо условных знаков, на топографические карты наносятся собственные названия в сокращённом виде различных областей, районов, и прочих значимых объектов (Моск., эл.-ст., ЮЗ, бол. - болото). При помощи стандартных шрифтов на топографических картахдаётся добавочная информация.

Например,глубина, течение реки, а также возможность судоходства по ней. Особыми шрифтами отмечаются высоты возвышенностей, глубины колодцев, количество населения в посёлках и городах.

Железные дороги на картах и планах изображаются с подразделением их по числу и ширине путей на трехколейные, двухколейные, одноколейные и узкоколейные, а также по состоянию: действующие, строящиеся и разобранные. Кроме того, выделяются электрифицированные, подвесные, конно-железные дороги и трамвайные линии.

На железных дорогах обозначаются все придорожные сооружения – станции, разъезды, будки и т. п. Исключение составляют лишь линии связи, расположенные в полосе отчуждения дороги, и километровые столбы, которые на карты не наносятся.
Рядом с железнодорожными постройками всегда даются пояснительные сокращенные подписи (Б. – будка, каз. – казарма, ст. – станция, тов. ст. – товарная станция, платф. – платформа, раз. – разъезд и т. д.).

Условные топографические знаки железнодорожных станций учитывают разделение их на три класса. Чем больше пропускная способность станции (развитие путей, число обслуживаемых направлений), тем выше класс станции. Условный знак станции 1-го класса имеет два зачерненных прямоугольника, 2-го класса – один. Станции же 3-го класса изображаются так же, как и станции 2-го, но знаком меньшего размера. Черные прямоугольники условного знака станции помещаются с той стороны дороги, с которой располагается главное станционное здание; если же оно находится среди путей, то прямоугольник ставится посреди условного знака. Собственное название станции подписывается на карте рядом с ее пояснительной подписью – ст.; например: ст. Климашевка. Название станции не подписывается, если она расположена в одноименном населенном пункте или же поблизости от него. В последнем случае название населенного пункта, общее с названием станции подчеркивается тонкой линией. У насыпей и выемок иногда подписывается их высота или глубина в метрах.

Топографические знаки и условные обозначения железных дорог и железнодорожных сооружений

Автогужевые дороги на картах разделяются на следующие виды:

Топографические знаки и условные обозначения автогужевых дорог

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах обозначаются спуски и подъемы круче 10 градусов.

На автогужевых дорогах также обозначаются насыпи, выемки, тоннели, гати, гребли, фишины, мосты, километровые столбы, указатели дорог, линии связи и перевалы (в горных районах).

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах цифрами вдоль оси дороги подписывается ширина проезжей части. На шоссейных дорогах при этом подписываются ширина одетой части дороги и ширина всей дороги – от канавы до канавы. Вторая подпись ставится справ от первой в скобках, например 10 (14).

Цифры при километровых столбах на автострадах показывают километраж. Подписи у условных картографических знаков мостов на шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах дают длину моста в метрах (числитель) и грузоподъемность его в тоннах (знаменатель).

Длина мостов, имеющих протяжение на карте более 1, 5 мм, показывается всегда в масштабе, менее же значительные наносятся вне масштаба, и длину их поэтому нельзя измерять по карте. Если перед знаком моста на шоссейных и улучшенных грунтовых дорогах стоят две черточки, перпендикулярные к оси дороги, то это означает, что мост имеет ширину на две и более автомашины. В населенных пунктах наносятся только крупные мосты.

Условные знаки топографических карт дают полную информацию о местности. Они являются общепринятыми и используются для топографических карт и планов. Топографические карты представляют собой важный материал не только для туристов, но и для геодезических организаций, для органов власти, которые занимаются планированием местности и перенесением границ участков.

Знания об условных знаках помогают не только правильно прочесть карту, но и составить детальные планы местности с учётом появившихся новых объектов.

Топографические карты - разновидность географических. Они несут подробную информацию о плане местности, указывая расположение различных технических и природных объектов друг относительно друга.

Топографические карты различаются по масштабам выполнения. Все они несут менее или более детальную информацию о местности.

Масштаб карты обозначается сбоку или снизу карты. Он показывает соотношение размеров: обозначенного на карте к натуральному. Таким образом, чем знаменатель больше, тем материал менее подробный. Допустим, карта 1:10 000 будет иметь в 1 сантиметре 100 метров. Чтобы узнать расстояние в метрах между объектами, с помощью линейки измеряется отрезок между двумя пунктами и умножается на второй показатель.


  1. Самым детальным является топографический план местности, его масштаб 1:5 000 включительно. Он не считается картой и является не таким точным, так как не берёт во внимание положения о том, что земля круглая. Это несколько искажает его информативность, тем не менее план является незаменимым при изображении культурно-бытовых и хозяйственных объектов. Кроме того, план может показывать и микрообъекты, которые сложно найти на карте (допустим, растительность и грунты, контуры которых слишком малы для изображения в других материалах).
  2. Топографические карты масштабом 1:10 000 и 1:25 000 считаются среди карт максимально подробными. Их используют для хозяйственных нужд. Они изображают населённые пункты, промышленные объекты и объекты сельского хозяйства, дороги, гидрографическую сеть, болота, ограждения, границы и т. д. Такие карты наиболее часто используются для получения информации об объектах на местности, которая не имеет значительного лесистого покрова. Наиболее достоверно в них изображены объекты хозяйствования.
  3. Карты с масштабом 1: 50 000 и 1:100 000 менее подробны. Они схематично изображают контуры лесов и иных крупных объектов, изображение которых не требует большой детализации. Такие карты удобно использовать для аэронавигации, составляя маршруты дорог и так далее.
  4. Менее подробные карты используются в военных целях для выполнения поставленных задач по планированию различных операций.
  5. Карты с масштабом до 1:1 000 000 позволяют правильно оценить общую картину местности.

Определившись с поставленной задачей, выбор материала представляется абсолютно не сложной задачей. В зависимости от того, насколько нужна детальная информация о местности, выбирается и нужный масштаб карты.

Работа с топографической картой требует чёткого знания о схематичном обозначении изображённых объектов.

Виды условных знаков:


  • площадные (масштабные) - для крупных объектов (лес, луг, озеро), их размеры легко измерить на карте, соотнести с масштабом и получить необходимую информацию о глубине, протяжённости, площади;
  • линейные - для протяжённых географических объектов, ширина которых обозначена быть не может, наносятся в виде линии, соответствующей масштабу, чтобы правильно отобразить длину объекта (дорога, полоса электропередач);
  • внемасштабные - ими пользуются для обозначения стратегически важных объектов, без которых карта будет неполной, но в довольно условном размере (мост, колодец, отдельное дерево);
  • пояснительные - характеризующие объект, допустим, глубина реки, высота склона, дерево, которое обозначает вид леса;
  • изображающие компоненты ландшафта: рельеф, скалы и камни, гидрографические объекты, растительность, искусственные строения;
  • специальные - наносятся на карты для отдельных отраслей хозяйства (метеорологические, военные знаки).
Обозначения топографических карт в определённых случаях, особенно это касается отдельных групп объектов, допускают некоторые условности:
  • основная информация, которую несёт изображение населённого пункта – плотность застройки и размещение границ объекта, для этого необязательно отмечать каждое здание, можно ограничиться главными улицами, перекрёстками и важными строениями;
  • условные обозначения группы однородных объектов допускают изображение только крайних из них;
  • при начертании линии дорог необходимо обозначить их середину, которая должна соответствовать ситуации на местности, а сама ширина объекта сообщения отображаться не должна;
  • стратегически важные объекты, такие как фабрики и заводы обозначаются на месте, где располагается главное здание или фабричная труба.

Вследствие правильного нанесения знаков на карту можно получить детальное представление о взаиморасположении объектов на местности, о расстоянии между ними, об их высотах, глубинах и другую важную информацию.

Карта должна быть объективной и это требование включает следующие положения:


  • правильно выбранные стандартные условные знаки, если это специальная карта, то обозначения должны быть также общеизвестны в определённой области;
  • правильное изображение штриховых элементов;
  • одна карта должны быть составлена в одном стиле изображения;
  • микрообъекты также должны быть обозначены в точности, если на местности присутствует определённое количество таких объектов одинакового размера, они на карте должны быть обозначены все одинаковым знаком;
  • цветовые показатели элементов форм рельефа должны быть выдержаны правильно - высоты и низины часто изображены красками, рядом с картой должна быть шкала, которая показывает, какой высоте на местности отвечает тот или иной цвет.

Условные знаки топографических карт и планов наносятся в соответствии с едиными правилами.

Так:
  1. Размеры объектов отображаются в миллиметрах. Эти подписи принято располагать слева от условных знаков. В отношении одного объекта даётся два числовых показателя, обозначающих высоту и ширину. В случае совпадения этих параметров допускается одна подпись. Для круглых объектов обозначается их диаметр, для знаков в форме звезды – диаметр описанной окружности. Для равностороннего треугольника даётся параметр его высоты.
  2. Толщина линий должна соответствовать масштабам карты. Основные объекты планов и подробных карт (заводы, мельницы, мосты, шлюзы) наносятся линиями 0,2–0,25 мм, эти же обозначения на мелкомасштабных картах от 1:50 000 – линиями 0,2 мм. Линии, обозначающие второстепенные знаки имеют толщину 0,08–0,1 мм. На планах и крупномасштабных картах допускается увеличение знаков на одну треть.
  3. Условное обозначение топографических карт должно быть чёткое и читабельное, промежутки между надписями должны быть как минимум 0,2–0,3 мм. Стратегически важные объекты могут быть несколько увеличены в размере.

Отдельные требования выдвигаются и к цветовой гамме.

Так, фоновая окраска должна обеспечивать хорошую читаемость, а условные знаки обозначаются следующими красками:

  • зелёной – обозначения ледников, вечных снегов, болот, солончаков, пересечений координатных линий и гидрографии;
  • коричневой – формы рельефа;
  • голубой – водные объекты;
  • розовой – межлинейные просветы шоссе;
  • красной или коричневой – некоторые знаки растительности;
  • чёрной – штриховка и все знаки.
  1. Объекты, обозначенные внемасштабными условными знаками на топографических картах и планах, должны соответствовать положению на местности. Для этого их нужно размещать по определённым правилам.
Положению на местности соответствуют:
  • центр знака объектов правильной формы (круглых, квадратных, треугольных) на плане;
  • середина основания условного обозначения – для перспективных отображений объектов (маяков, скал);
  • вершины угла обозначения – для значков с элементом прямых углов (дерево, столб);
  • середина нижней линии знака – для обозначений в виде сочетания фигур (вышки, часовни, башни).

Знания о правильном размещении и нанесении знаков помогут правильно составить топографическую карту или план местности, сделав их понятными для других пользователей.

Обозначение условными знаками групп объектов должно происходить согласно нижеприведённым правилам.


  1. Геодезические пункты. Эти объекты должны быть обозначены максимально подробно. Отметка центров пунктов наносится в точности до сантиметра. Если пункт находится на возвышенной местности, необходимо отметить высоту бугра или кургана. При нанесении границ межеваний, которые на местности обозначены столбами и пронумерованы, нумерация должна быть отображена и на карте.
  2. Постройки и их части. Контуры зданий нужно наносить на карту в соответствии с планировкой строения и размерами. Наиболее подробно изображаются многоэтажные и исторически важные постройки. Этажность обозначается начиная с двух этажей. Если здание имеет ориентировочную башню, её также обязательно отобразить на карте.

Мелкие постройки, такие как павильоны, погреба, элементы зданий, отображаются по желанию заказчика и только на подробных картах. Нумерация зданий воспроизводится только на крупных картах. Дополнительно буквами могут обозначаться материалы, из которых построено здание, его назначение, огнестойкость.

Условными знаками принято выделять строящиеся или полуразрушенные здания, культурные и религиозные постройки. Объекты на карте должны размещаться в точности, как в реальности.

В целом детализация и подробность описания характеристик зависит от цели составления карты и оговаривается заказчиком и исполнителем.

  1. Промышленные объекты. Этажность в зданиях роли не играет. Более важные объекты – это административные строения и трубы. Для труб более 50 метров необходимо подписывать их фактическую высоту.

На предприятиях, имеющих шахты и ведущих добычу ископаемых, принято обозначать объекты, размещённые на поверхности. Отображение подземных путей проводится по согласованию с заказчиком с указанием на рабочие и нерабочие ответвления. Для карьеров обязательно числовое обозначение их глубины.

  1. Железные дороги показывают с обозначением их ширины колеи. На картах необходимо обозначать и недействующие дороги. Для электрифицированных дорог и трамвайных путей должны рядом быть отображена линия электропередач.

На карте наносится обозначение уклонов дорог, насыпи и их высота, откосы, туннели и их характеристики. Обязательно наносятся тупики, поворотные круги и окончания дорог.

Автодороги обозначают определённым знаком, который зависит от покрытия. Проезжая часть должна быть выделена линией.

  1. Гидрографические объекты принято делить на три группы:
  • постоянные;
  • неопределённые – существующие всё время, но очертания которых часто меняются;
  • непостоянные – меняющиеся в зависимости от сезона, но с выраженным истоком и направлением русла.

Постоянные водоёмы изображаются сплошными линиями, остальные – штрих-пунктиром.

  1. Рельеф. При изображении рельефа местности используют горизонтали или контурные линии с указанием высот отдельных уступов. Причём низменности и возвышения изображаются похоже, пользуясь штрихами: если они идут наружу, то изображено возвышение, если внутрь - это впадина, балка или низменность. Кроме того, если контурные линии находятся близко друг к другу, склон считается крутым, если далеко - пологим.

Хорошая топографическая карта должна быть предельно точной, объективной, полной, достоверной и чётко обозначать контуры объектов. При составлении карты необходимо учитывать требования заказчика.

В зависимости от целей, для которых предназначена топографическая карта, допускаются некоторые упрощения или несущественные искажения второстепенных объектов, но общие требования должны быть соблюдены.

на топографической карте.

Попалась вам в руки карта мало кому известная из тайных архивов района или области. А там, давно исчезнувшие хутора, и сёла, и станицы и много ещё непонятных знаков, чёрточек и точек. Что обозначают значки на топографической карте? Как понять и определить, где действующее поселение, где исчезнувшее, где кладбище, а где живой родник с кристально чистой питьевой водой, который может вам пригодиться в знойную летнюю погоду во время копа. Кто-то скажет, надо было учить географию, и это правильно, но всего не запомнишь.

А нам, кладоискателям и археологам любителям важно уметь правильно читать топографическую карту, для правильной и быстрой ориентировки на местности. Ладно, когда поиск старины вы ведёте в знакомой местности. А если это чужой район или регион? Старожилы кладоискательства советуют вести коп совместно, в компании. Так возможно вы сможете защитить себя от нападков местных жителей и представителей власти. Вам будет весело в обществе единомышленников, и если что-нибудь случится непредвиденное, вам обязательно помогут. Но если не один из вас не знает расшифровку обозначения значков на топографической карте - грош вам цена. Бегать из стороны в сторону, бешено искать по округе наугад места для раскопок - глупо, вызывающе, чрезмерная суета привлекает негативное внимание.

И так, приступим к детальному изучению обозначений на вашей секретной карте сокровищ.

1. Множественные здания.
2. Разрушенные здания.
3. Одиночное здание.
4. Разрушенное здание.
5. Работающие шахты.
6. Закрытые шахты.
7. Промышленное предприятие (завод, фабрика).
8. Заводская труба.
9. Электростанция.
10. Склад горюче-смазочных материалов.
11. Башня либо каменная, либо металлическая.
12. Башня лёгкой конструкции (с уголков).
13. Телевизионные и радиовышки.
14. Распределяющий трансформатор.
15. Центр телевидения или радиовещания.
16. Взлётная полоса для самолётов (аэродром).
17. Жильё лесника.
18. Геодезическая точка.
19. Железная дорога.
20. Каменный или кирпичный забор (ограждение).
21. Родник.
22. Колодец воды (журавль).
23. Колодец ветряной.
24. Обычный колодец, сруб.
25. Мусульманское кладбище.
26. Основные расположения стоянок чумов и юрт.
27. Электрические провода на деревянных столбах.
28. Электропровода на бетонных столбах.
29. Двигатели, работающие от ветра (электростанции).
30. Ветряные мельницы.
31. Добыча торфа масштабная.
32. Мельница водяная.
33. Бензозаправка.
34. Метеорологический пункт.
35. Часовенка.
36. Церковь (храм, собор).
37. Большое кладбище.
38. Маленькое кладбище.
39. Монументы, обелиски, мемориалы и памятники.
40. Пчеловодческая пасека.



41. Лес. Цифры в числители - высота, в знаменатели - обхват ствола, цифра рядом - расстояние между деревьями. Впереди дроби, могут писать какой лес: берёзовый, кленовый, дубовый, или смешанный.
42. Хвойный лес.
43. Лес вырубленный.
44. Редкий лес.
45. Поросли кустарников.
46. Солончаки не проходимые.
47. Проходимые солончаки.
48. Непроходимые болота с растительностью. Если три чёрточки (как на рисунке) - мох. Если две чёрточки - трава. Кустиком изображается камыш или тростник.
49. Сад фруктовый.
50. Сухой лес или сгоревший.
51. Камыш или тростник.
52. Лес, поваленный бурей (ураганом, смерчем).
53. Высокий травостой.
54. Растительность луга, менее одного метра в высоту.
55. Молодые деревья.

56. Овраги и ямы.

57. Курганы.

58. Высота абсолютная.

59. Камни.

60. Пещера.

61. Указание брода на реке. Первая цифра в знаменателе – глубина, вторая – длина. В числителе первая – тип грунта (Т – твёрдый), вторая – скорость течения реки.

62. Терриконы.

63. Обжиг извести.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении