Игровой портал - AlawarsFree

Шахматная доска на троих. Шахматы для троих. Правила одного из вариантов

Кто играл? Интересно? Я так понял, что единых правил для этой игры не существует? Вот один из вариантов правил:


1.1. Цвет фигур определяется жребием.
1.2. Белые фигуры устанавливаются на поля от A до H, красные на поля от A до N, черные на поля от H до N (см. рисунок 1).
1.3. Белый король ставится на поле E1, красный - на D12, а черный - на K8 (короли устанавливаются по вертикали напротив ферзя противника).
1.4. Игру начинают белые, затем ход красных и следующий ход черных (очередность хода по часовой стрелке).

Ходы фигур

2.1. Все пешки могут делать первый ход на одну либо на две клетки.
2.2. Все фигуры и пешки ходят по тем же правилам, что и в обычных шахматах, по вертикалям, горизонталям и диагоналям, которые всего-навсего имеют искривление линий (см. рисунок 2).

2.3. Пешки, достигшие последней клетки, превращаются в любую фигуру, кроме короля, по желанию игрока.

Мат королю

3.1. Игрок, получивший мат выбывает из игры и занимает низшее 3-е место.
3.2. Король игрока получившего мат снимается с доски.
3.3. Если имеют место вскрытый шах, двойной шах и вы затрудняетесь определить кто поставил мат - смотрите "Вскрытый шах. Кто поставил мат.".

Продолжение игры

4.1. Все фигуры игрока получившего мат, кроме короля, остаются на своих местах и принадлежат теперь игроку, поставившему мат.
4.2. Игрок, которому принадлежат фигуры двух цветов, каждый очередной ход делает только одной фигурой любого цвета, при чем теперь они не могут бить друг друга.
4.3. Если один из двух оставшихся игроков получает мат он занимает 2-е место, поставивший мат соответственно 1-е место.

5.1. Игрок, попавший в положение "Пат" прекращает игру.
5.2. Все фигуры попавшего в Пат игрока остаются на доске без права хода.
5.3. Если фигуры попавшего в Пат мешают проходу фигур оставшихся участников игры, они их могут бить, за исключением короля, который остается неподвижным и неприкосновенным до конца игры.
5.4. Любые фигуры могут подходить вплотную к королю, попавшему в Пат, кроме других королей.
5.5. Если в положение "Пат" попадает еще один игрок, или они соглашаются на ничью, то игра заканчивается ничьей между тремя игроками.
Песочные часы позволяют добавить динамику игре и сохранить ее веселое содержание.
Некоторые рекомендации

6.1. Следует особо отметить, что фигура одного из игроков может поставить мат, второму игроку находясь под прикрытием фигур третьего игрока.
6.2. После того как вы сделали ход, второй игрок может напасть на вашу фигуру, а третий игрок объявить вам шах. Ваша фигура теряется.
6.3. Ставьте фигуры в связки под защиту других фигур.
6.4. В игре главное внимательность, нестандартные решения и тактическая хитрость.
6.5. Если случилось так, что третий игрок не пришел, вы все равно можете сыграть в шахматы "На троих" и получить веселый заряд от игры. Не выставляйте один из комплектов фигур и играйте на доску для шахмат "На троих" вдвоем.


Еще варианты:

Доски с треугольными клетками

Пример такой игры — запатентованные в 2001 г. петербуржцем Николаем Кулаковым шахматы на доске в форме шестиконечной звезды, разделенной на треугольные клетки.


Игровое поле стола шахматы на троих с треугольными клетками
Также известны шахматы с доской в форме шестиугольника со стороной в пять треугольников, которые запатентовал в 2008 г. ижевчанин Ильшат Тагиев.

Отличия от традиционных шахмат на двоих:
построение фигур в углу шестиугольника;
координата каждой клетки задается через интуитивно понятное деление игрового поля. (Игровое поле делится на три цвета «королевства»: Белый, Черный, Красный по часовой стрелке, каждое королевство — на пять «административных образования» — АО: «Село», «Пригород», «Город», «Дворец», «Трон», в каждом АО клетки-треугольники пронумерованы слева на право от игрока, играющего за этот цвет. Например, «Красные Село 14» — КС14, «Белые Трон 2» — БТ2.)
используется «Дипломатия» («Правило Нейтралитета», «Вассальская зависимость», «Овладение войском противника»);
в каждом наборе фигур на две пешки больше;


Особый случай с пешкой:

пешка может двигаться во все стороны по «вертикаль-горизонталям». (Поэтому каждая пешка может быть направлена против всех противников. Пешка в противоположном конце игрового поля не упирается в край, и в том числе потому нет превращения пешки в ферзя. Пешка может возвращаться «назад», двигаться «в бок».)
пешка может много раз делать двойное перемещение без взятия в любую сторону, если она находится в «городе», «дворце», «троне».
две пешки могут защищать друг друга, если обе вне своего «города», «дворца», «трона»;
пешка не может брать вражескую фигуру, которая находится в «городе», «дворце», «троне» цвета этой пешки. (Поэтому оборону нужно выстраивать, выдвигая пешки в «пригород», «село» и далее на вражескую территорию. Так как две пешки, находящиеся в своём «городе», «дворце», «троне» не могут защищать друг друга.)

Общее с традиционными шахматами на двоих:

все фигуры те же и перемещаются так же, если учесть замену квадратных клеток на треугольные. (Соседние клетки того же цвета, что и данная, — «диагонали». Соседние клетки противоположного цвета — «вертикаль-горизонтали».)
пешки стоят перед фигурами, а фигуры защищают все пешки при начальном построении;
геометрия игрового поля не искажается, количество соседних клеток при движении фигуры не меняется (не считая краев игрового поля).
в традиционных шахматах вокруг клетки 8 соседних клеток — 4 на каждого игрока. В этом варианте шахмат на троих вокруг клетки 12 соседних клеток — так же по 4 на каждого игрока.


+

А есть еще и вот такие!

Ну и в теории и вот такие

интересно никто еще не додумался до какой нибудь бесконечной ленты:-)

Шахматы для троих – особая вариация игры, предусматривающая участие троих игроков и использование специальной нестандартной доски. Традиционно используется шестиугольная поверхность. Шахматы для троих сохраняют основные правила игры, однако существуют и специфические особенности, о которых пойдет речь ниже.

Расстановка фигур

В игре участвуют шахматы трех цветов – белые, черные и красные. Белые занимают локацию от А до Н на первых двух линиях, красные базируются на участке игровой доски от А до N на позициях 11-12, черные расставляются от Н до N на линиях 7-8. Фигуры располагаются тождественно традиционным шахматам.

Выбор цвета фигур определяется с помощью жребия. В начале ходят белые, за ними право хода достается красным, завершают цикл черные. Построение фигур начинается в углах шестиугольника. Координация движений определяется интуитивным делением поля, а так же характерным для каждого игрока окрасом доски. Движение начинается с белого игрока и осуществляется по кругу.

Шахматы для троих – относительно новая игра, в которой существуют вариации игровых досок. Шестиугольная поверхность – далеко не единственный вариант. Просмотрите историю эволюции шахматных досок. Правила раставления фигур и их количество могут несущественно различаться. К примеру, некоторые игровые поверхности предусматривают наличие двух дополнительных пешек.

Шахматная доска имеет территориальное деление на следующие зоны: село, город, пригород, замок и трон. При ведении записей во время игры сначала пишется цвет королевства, затем его административная зона и затем номер клетки. Это выглядит следующим образом: Красное село 14, что в сокращенном виде читается, как КС14. Геометрия поля не искажается, количество клеток для передвижения фигуры не меняется, за исключением краев доски.

Правила ходов с учетом новой геометрии:

  • пешка – к примеру, расположенная на линии Е, может ударить противника по линиям D и F, дальнейшее ее движение может протекать по стрелкам на рисунке. Когда пешка достигает центра, у нее под боем находится 3 клетки. Половина пешек ходит на красную территорию, половина – на черную;



  • ладья – ходит по вертикали и горизонтали, которыми считаются сломанные линии, соединяющие противоположные стороны клеток. Возможные движения фигуры отображены на рисунке;



  • слон – ходит по линиям, которые образуются по диагонали клеток. Из углов клеток фигура может перемещаться на обе оставшиеся угловые клетки, при условии сохранения того же цвета клеток;



  • конь – сохраняет свою способность перепрыгивать через фигуры, может ходить на 2-е клетки вперед по горизонтали на 1-ну по вертикали или наоборот;



  • ферзь – традиционные возможности хода фигуры, однако нельзя ставить Королеву на поле К5, так как в том случае фигура ходит или по черным диагоналям, или по смежным полям;


  • король – традиционные движения только на одну клетку, ходить фигурой на К9 нельзя.


Особенности игры

Шахматы на троих имеют существенные отличия от традиционной версии. В первую очередь это касается возможностей пешки. Фигура может двигаться по всем направлениям вертикали-горизонтали, поэтому она не может достигнуть конца доски противника и превратиться в Ферзя.

Но и в последующие ходы, при условии, что она находится в городе, троне или замке. Обратите внимание, что убрать пешкой вражескую фигуру на этих территориях нельзя. Поэтому оборону нужно выстраивать таким образом, чтобы размещать пешки в пригородах и селах, а так же на территории противника.

Еще одной особенностью игры для троих является соблюдение правила нейтралитета. Двое игроков не могут объединяться против третьего, так как атакуемый практически не имеет шансов отбить атаку. В связи с чем используется правило нейтралитета – атаковать противника можно только в том случае, если его не атаковал третий игрок в предыдущем ходе или если второй игрок атаковал Вас перед этим.

Мат и Пат

Сложность мата заключается в спорных моментах, когда шах поставлен одновременно двумя игроками. В таком случае ситуация определяется очередностью хода. Рассмотрим пример на картинке. Красные походили и теперь очередь движения черных. Теперь конь передвигается на F4, и белым наступает мат от красной Королевы. Далее конь перемещается на F2, ставя белым мат.





Теперь все фигуры, которые принадлежали проигравшему игроку переходят тому, кто поставил мат. Проигравший игрок выбывает, и баталии разворачиваются между оставшимися участниками турнира. Игрок, владеющими фигурами двух цветов, может ходить любой из них.

В ситуации Пат, игрок так же выбывает из игры, однако его фигуры не будут переходить в распоряжение других игроков. Они остаются на доске в обездвиженном положении. Мешающие партии фигуры могут быть убиты, кроме короля. Он остается на доске до конца игры.

Обратите внимание:

  • Вы можете поставить мат второму игроку, если Ваша атакующая фигура будет находиться под прикрытием фигуры третьего игрока. Используйте эту хитрость для достижения цели;
  • после Вашего хода второй игрок может напасть эту фигуру, а третий воспользоваться ситуацией и поставить шах. В данном случае фигура безвозвратно теряется, избегайте подобных ситуаций;
  • всегда располагайте фигуры таким образом, чтобы они прикрывались другими, в том числе и фигурами третьего противника;
  • в игре на троих обязательно нужно использовать нестандартные методы тактики и стратегии;
  • соблюдайте предельную внимательность, просчитывая ходы двух своих соперников.

В большой компании теперь совсем не обязательно ждать, пока два игрока доиграют – теперь в шахматы можно играть втроем.

Если вы думаете, что это очень сложно, то это не так. Правила игры в шахматы на троих практически не отличаются от классических шахмат. Каждый игрок получает в начале по 16 шахматных фигур, как и должно быть. Исключение составляют лишь ходы через цент игрового поля.

В шахматах на троих существует одна особенность: фигуры побежденного переходят победителю. Таким образом, можно постоянно пополнять свое войско за счет противников.

Основные правила игры в шахматах на троих:
1. Фигуры ходят по часовой стрелке. Первый ход совершает любой игрок, не зависимо от цвета его фигур.

2. Игрок, первым поставивший шах и мат, выигрывает.
3. Пешки ходят вперед прямо. Соответственно, одна их часть идет направо, другая– налево.


Эти шахматы в 2005 году изобрел Валерий Чехонадский. Существует много вариаций игры в шахматы для троих: круглые шахматы, шахматы на шестиугольной доске и др.



Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении